Главная Враг Капитала Вышел ежик из тумана…

Вышел ежик из тумана…

E-mail Печать PDF

Итак, о чем у нас идет речь? — фильм «Мгла». ….Некий американский интеллигент, работающий на Голливуд (явно недорезанный комми, пацифист и либерал) живет с женой и сыном в уютном доме в американской глубинке. И все было хорошо, если одной черной-черной ночью на дом главного героя не свалилось бы огромное дерево. С учетом дальнейших событий остается пожалеть, что этот баобаб не придавил мистера Дэвида Дрейтона (так зовут нашего очкарика) со всей его семейкой. Поверьте, я пишу это не со зла, а из-за гуманных соображений. Протестантский бог, не такой добрый как я, и если он и уготовил кому то безвременную кончину, то так оно и будет, что просто блестяще доказано в этом фильме … Но не будем забегать вперед. А пока что, герой с сыном отправляется в соседний городок за товарами первой необходимости. По пути их обгоняют грузовики с солдатами, ходят неясные слухи об аварии на близлежащем секретном военном объекте. Умный человек бы понял, что надо делать ноги, но кровожадный режиссер (Френк Дарабонт) гонит бедолаг прямо в пасть злобным силам. Только вошли наши герои в супер, как все и началось. Завыли сирены, с гор быстро-быстро пополз серый туман, и некое количество честных американцев оказались заперты в универмаге. Наверное место действия было выбрано не спроста. Где же еще американским обывателям сдерживать врагов как не в храме потребления?В 1943 пропаганда нацистов утверждала, что фельдмаршал Паулюс держал свою последнюю оборону в Сталинграде не в подвале универмага, а в здание НКВД. В соответствии с законами жанра. Советский универмаг европейцам представить сложно, а вот НКВД, да ГУЛАГ…. Затем из тумана поползли злые и кровожадные монстры, и каждый, кто осмелился выйти за пределы очередного витринами магического круга быстро нашел страшный и мучительный конец от когтей и зубов анонимных плотоядцев. И здесь тоже явно присутствует какой-то режиссерский намек, ведь по мнению некоторых, за пределами американской цивилизации жизни нет, а есть только Казахстан журналиста Бората. Обитатели супермаркета не на шутку перепугались, а в их рядах в соответствии с законами жанра начался разброд и шатание. Кто-то не поверил своим глазам и ушел в туман. Кто-то приступил к организации масс и стал готовить шоп к обороне. Прочее обывательское «болото» тихо хныкая расползлось по полу. А что бы героям жизнь сахаром не казалась, местная фанатичка (в блестящем исполнение Маршу Харден) стала распространять панические слухи о конце света, эволюционируя на протяжение фильма от блаженной бабушки к ветхозаветной пророчице. На протяжение фильма, зрители «Мглы» убедятся, что ветхозаветные пророки это тяжелые, неполиткорректные и в чем то даже отталкивающие люди. Во всяком случае, когда к концу картины сколотившую из числа покупателей приличную тоталитарную секту бабушку, вывел в расход кассир-рационалист, мало кто из присутствующих в кинозале удержался от аплодисментов. Между прочем зря. Если верить финалу картины, старушка то была права на все сто. Надо было покупателям сидеть и не рыпаться, положись на волю божию. Кстати эти граждане по всей видимости в итоге и уцелели, а вот умники-атеисты погибали один за другим. Как храбрый рокер заявивший бабке, перед тем как отправится рисковать жизнью «за други своя», что не верит, что бог такой кровожадный ублюдок каким она его изображает. «Сам увидишь» — ответила божья старушка и через пару минут от рокера остались одни ножки. Рожки, увы кто то съел… Так кем же является наш господь после этого? Ближе к концу команда лучших людей (это я пишу без иронии) городка, наконец то вырывается из-злополучного супера и отправляется на машине куда глаза глядят. По пути они находят прошпигованный к баобабу труп миссис Дрейтон, встречают страшное чудо-юда с полотна Сальвадора Дали, и еще много трупов и брошенных машин А потом у них кончается бензин и наступает развязка. Какая? Ну вы же фильм смотрели, знаете. Теперь резюме. Для тех кто не знает, фильм «Мгла» был снят по романа Стивена Кинга «Туман» написанном в конце 1970-хх гг. С романом в целом было все ясно. Там облачалась американская военщина пробившая дыру в пространстве-времени из которой и полезла на свет божий всякая нечисть. А в борьбе с этим «невесть что» шансы были только у тех, кто следовал старой заповеди «бороться и искать, найти и не сдаваться». Сюда следует добавить еще немного психологии людей оказавшейся в экстремальной ситуации и фрондерский наезд на потребительское общество, так легко превращающиеся в стадо средневековых фанатиков. А вот, что хотел сказать Фрэнк Дарабонт своей безусловно талантливой экранизацией Кинга мне не вполне понятно. С одной стороны, как я писал выше, после просмотра напрашивается вывод, что в экстремальных ситуациях надо забаррикадироваться, и ждать когда заварившие кашу военные придут и тебя из этой же каши вытащат. Но вот проповедника это линии и ее последователи показаны (в полном соответствии с романом) мягко скажем отталкивающе. А может быть так и надо? Ведь цивилизация описанная братьями Стругацкими в «Диких вещах века» тоже по-своему омерзительна. А теперь Борис Стругацкий видит в ней некий общественный идеал. Демократия, рынок, спрос находит предложение, что в этом плохого? Возможно ведь и то, что Дарабонт вместе с одобрившим его начинания Кингом просто отдали должное модному ныне постмодернизму? Вот есть такая линия поведения, есть и другие возможности. Выбирайте что хотите. Но в ситуации, когда за окном сгущается мрачный туман, хотелось бы получить более определенные рекомендации. Особенно от режиссера «Побега из Шоушенка».

И последний совет навеянный «Мглой». Никогда не спешите тратить последний патрон в пистолете на себя. Хотя бы потому, что для него всегда найдется и более достойная цель, и конечно не стоит делать того, что за тебя может сделать другой!