Главная Красный мир Отчуждённый и неотчуждённый труд женщины

Отчуждённый и неотчуждённый труд женщины

E-mail Печать PDF

Одна из важнейших задач коммунистов — освобождение труда. Причем, когда Маркс говорит про «уничтожение труда», он имеет в виду уничтожение именно отчуждённого труда. Отчуждённого, как по отношению к предмету труда и средствам производства, так (и об этой важной стороне часто забывают) и в самом акте производства, в самой сути организации своей производственной деятельности. Суть отчуждения, в том и состоит, что человек не распоряжается своим трудом, его продуктами, не участвует в его планировании и организации. Это, независимо даже от материального и социального положения, остаётся неизменным для подавляющего большинства людей.

В этом плане интересен марксистский анализ репродуктивного, в частности, женского труда. Да, я о том самом, неоплачиваемом домашнем труде. Я совершенно не отрицаю то, что в тех многочисленных семьях где этот труд лежит по большей части или целиком на женщине, имеет место эксплуатация… Во всяком случае, неправильно и дико там всё происходит.

С другой стороны, в большинстве именно таких семей, в тех которые я знаю, именно женщина распоряжается семейным бюджетом, принимает все хозяйственные и прочие решения в рамках семьи. Она решает как обустроить дом, как одевать, кормить, воспитывать детей, как проводить отпуск и семейный досуг. Она сама определяет семейное меню и даже, зачастую, семейный стиль одежды. Она контролирует, или, скажем так, опекает других, в том числе взрослых, членов семьи. Да, и именно в таких семьях она как раз больше всех обычно… вкалывает. Но ведь этот домашний труд и есть тот самый неотчуждённый труд!

От всех знакомых мне женщин, исключая левых активистов, я слышу, что они мечтали бы не «вкалывать на чужих людей» (точно по Марксу), а заниматься исключительно обустройством своего дома, даже если его пространство крайне невелико. Естественно, этим женщинам в любом случае не светит карьера, а занимаются они чаще всего достаточно тяжелым физическим или полуфизическим трудом, тупо механическим и подконтролным мамому разному начальству, совершенно не творческим. Но и мужья их тоже не инженеры, журналисты, художники или учёные, даже не менеджеры — занимаются аналогичным трудом на заводе, стройке — самые благополучные — в кабине грузовика. И никто из них, насколько я знаю, не ходит на работу для удовольствия, саморазвития, или даже ради карьеры. Другое дело, что «сидеть дома» — у большинства нет в голове даже такого варианта. А вот у женщин такой «самострел» хотя бы на пару лет вполне возможен. Я сама именно так отчасти поступила когда-то. Знаю несколько молодых девчонок с работы, абсолютно не скрывающих свои планы. Одна из них так и сказала «хочу хоть немного отдохнуть от всего этого… чужим засранцам сопли вытирать». И после многочисленных попыток ей это таки удалось. Более того, она даже вышла замуж ради этого. Её симпатичной девчонке скоро год. Молодая мама совершенно счастлива. Кстати, о чём-то подобном, если уж на то пошло, писала и Соланас.

Я говорю без всякого осуждения, хотя сейчас не думаю, что это перспективный для общества путь. Просто хочу отметить, что по отношению к «внешнему», дающему средства к существованию, отчуждённому труду, мужчины находятся совершенно в том же положении. Совсем не утверждаю, что во всех семьях так. У меня нет достаточных данных о том, кем контролируется и распределяется семейный бюджет и обязанности, существует ли какая-то между этим связь в других семьях. С удовольствием и интересом ознакомилась бы с такой статистикой или социологическими исследованиями.

В этом, на мой взгляд, отчасти и разгадка того, что женщин мало в левом движении (хотя, полагаю, что в феминистском движении участвует еще меньший процент женщин-пролетариев, чем в левом). У женщин, в некоторых достаточно распространённых моделях семейных отношений, существует такая вот возможность и отдушина — иллюзорная или нет. Причём она одобряеися обществом — неотчуждённый труд, которым она сама распоряжается и управляет, для которого она, к тому же, аккумулирует силы и средства семьи. Интуитивно понятно, что даже при всей остальной бессмысленности, даже чисто физический непосредственный уход за новым человеческим существом — нечто существенное, во всяком случае, а накачиваться пивом с сухариками — не особо. Причём, именно традиционный уклад отводит место в этом существенном именно женщинам. Даже тем, чьи мужские аналоги тоже Канта не читают, в общественной деятельности не участвуют и даже карьеру не делают.