Главная Публицистика Что тебе снится, крейсер "Аврора"?

Что тебе снится, крейсер "Аврора"?

E-mail Печать PDF
О судьбе некоторых надводных памятников советской историиГРАНИТ Иван

В ноябре этого года всё прогрессивное человечество отметит знаменательный юбилей - 95-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Символом Великого Октября по праву считается легендарный крейсер "Аврора". Носовое орудие этого боевого корабля дало сигнал к штурму Зимнего, а революционные матросы экипажа всегда были авангардом в боях за коммунизм.


Какие же сны нынче видит этот памятник нашей славной истории? Увы, сны у крейсера далеко не радужные. Не радужные потому, что памятник медленно, но верно стараются уничтожить. И это, к сожалению, не сон, а самая что ни на есть реальность.

В последние годы имя крейсера не раз попадало в ленты городских новостей. Так, летом 2009 года питерская элита во главе с тогдашним губернатором города - Валентиной Матвиенко - устроили на корабле вечеринку. Непотребщина, которая творилась на судне боевого корабля, здорово взволновала и возмутила городскую общественность. А 16 октября 2011 года трое человек забрались на мачту крейсера и подняли пиратский флаг. Ответственность за акцию взяли на себя петербургские организации "Народная доля" и "Еда вместо бомб". Акция получила название "Памятный Октябрь, или Авророво Воскресение". Уже одни эти факты есть яркая иллюстрация того, каково отношение властей к военному кораблю, и коим образом он сохраняется. Особенно контрастно всё это выглядит на фоне истерии поднятой т.н. делом "Pussy Riot".

Однако самое страшное, что вообще может случиться с боевым кораблём, произошло совсем недавно. Как известно, ещё 1 декабря 2010 года крейсер "Аврора" приказом министра обороны России был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Военный экипаж был переформирован и значительно урезан, однако корабль сохранял свой статус. Прекрасно понимая, к чему это ведёт, в конце июня 2012 года Зак. собрание Петербурга обратилось к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вернуть полноценный боевой экипаж на крейсер и сохранить его в составе Военно-морского флота РФ хотя бы в качестве вспомогательного судна, однако их просьба осталась без ответа.

Осенью этого года была предпринята ещё одна попытка - вице-спикер Госдумы Сергей Железняк (!) - едроссовец - предложил вернуть "Аврору" в состав ВМФ и присвоить крейсеру статус президентского корабля, однако никаких поручений по поводу судна со стороны руководства страны не последовало. Довольно странно наблюдать такую инициативу от власть имущих. И не совсем понятно - или это забота о памятнике или же это откровенное издевательство над историческим памятником… Скорее второе, ибо представить, что "Аврора" будет кораблём самого президента… Нет, такое невозможно, скорее "Аврора" утонет со стыда, нежели вынесет подобное. Да и президенту вряд ли будет слишком уютно находиться на борту корабля со столь экстремистской биографией…

Так или иначе, все запросы не отозвались даже эхом, и 16 октября этого года (во вторник) крейсер покинули последние матросы. Боевой корабль, участник русско-японской войны, корабль, бывший с 1948 года по недавнее время плавсредством для Нахимовского морского училища, остался в прямом смысле обескровлен полностью - он лишился своего боевого экипажа. В данный момент корабль взят под охрану подразделениями милиции. Как сообщают СМИ - наряд полиции будет охранять "Аврору", пока не будет принято решение об обеспечении сохранности музейного экспоната. Когда это случится - не совсем ясно. Что вообще значат произошедшие события для крейсера "Аврора"? Надо понимать, что крейсер - не просто плавучий музей - он в первую очередь является боевым кораблём, за которым должен соблюдаться определённый уход. Ясно, что гражданский персонал не в состоянии в полной мере обеспечивать порядок на судне. Именно это заставило гражданский персонал добиться задержки моряков на какое-то время (срок ухода экипажа определялся как 1 августа). Что будет теперь - сказать сложно, но перспектива вырисовывается не очень радужная - кораблю предстоит медленная агония без должного лечения, и, как знать - встретим ли мы 100-летие Октября с его главным героем?...

P.S.: Раз уж мы заговорили о кораблях, нельзя не вспомнить судьбу другого судна - атомного ледокола "Арктика". Сойдя со стапелей ленинградского завода, корабль в 1977 году впервые в мировой истории достиг Северного полюса. Это было одним из бесчисленных свершений Родины Великого Октября. Сейчас корабль стоит в Мурманске и готовится к утилизации. На неё должно потратить 2 миллиарда рублей. Группа энтузиастов-полярников собирает подписи для сохранения этого исторического судна.