Главная Публицистика «АВАНТЕ!» – ЗНАЧИТ «ВПЕРЕД!»

«АВАНТЕ!» – ЗНАЧИТ «ВПЕРЕД!»

E-mail Печать PDF
Харламенко А. В.
avante


Сентябрь 2012-го. Впереди – праздник или фестиваль (слово “festa” допускает оба перевода) газеты португальских коммунистов. Мне поручено представлять РКРП-КПСС, Союз коммунистов Украины и журнал «Марксизм и современность». Шенгенскую визу в посольстве дают без проблем – имя одной из старейших газет страны внушает уважение далеко не одним коммунистам. Но ко дню рейса из Домодедова (тогда еще не попросившегося в Евросоюз) с пересадкой в Мюнхене (иначе не поспеть вовремя и не сэкономить партийные деньги) билет не гарантирует вылета – «Люфтганза» бастует! Вспоминается, как два года назад сорвалась командировка в Испанию – бастовала «Иберия». На сей раз повезло – моего рейса среди отмененных нет. С немецкой точностью переношусь из сырой холодной Москвы в бабье лето всегдашней (за мимолетным исключением весны 1919-го) столицы европейской реакции. Только немецкая аккуратность указателей помогает не заблудиться в гигантском здании Международного аэропорта имени Франца Йозефа Штрауса (да, того самого лидера Христианско-социального союза, ходячей рекламы баварского пива, главного противника послевоенных границ, провокатора пражской «весны», достойного предшественника Тэтчер и Рейгана – вот ирония судьбы). Наконец, другим самолетом «Люфтганзы» улетаю (опять повезло!) от наступающей по пятам ночи к юго-западной оконечности Евразии, вдогонку вечерней заре, в жаркую сушь уходящего лиссабонского лета.

Осаждают мысли о стране, в которую лечу. Что значит для нас Португалия, о чем напоминает красно-зеленый флаг с семью крепостями, вписанными в корабельный секстант? Свыше двух тысяч лет назад – один из центров упорного сопротивления кельтских племен всесильному Риму (и поныне символ Лиссабона – петух, ближайший родич галльского). Восемьсот шестьдесят пять лет назад – первое в средневековой Европе централизованное королевство, отвоевавшее у мавров свою столицу в один год с первым летописным упоминанием нашей. Шесть столетий и три десятилетия назад – место единственного в Европе победоносного восстания простолюдинов против феодальной монархии, отвоевавшего стране независимость и ставшего одним из первых зачатков буржуазной революции. На протяжении следующего века – европейский пионер океанских плаваний и, по Марксу, – субъект начальной фазы так называемого первоначального накопления. Пять веков назад – первая в мире колониальная держава, давшая пример Колумбу и испанским конкистадорам, а сама начавшая завоевывать половину будущей Латинской Америки – Бразилию, говорящую с тех пор по-португальски. Два с половиной века назад – зачинательница реформ европейского Просвещения при первом министре Помбале, маркизе – уроженце Бразилии, поднявшем Лиссабон из руин после страшного землетрясения. Два века назад – флагман народного сопротивления Наполеону, ставшего репетицией испанской герильи, стратегического маневра Барклая де Толли – Кутузова и даже Бородинской битвы (оборонительное сражение у Торриш-Ведраш, на подступах к Лиссабону). Век назад, после революции 1910 г., – первая на Иберийском полуострове и третья в Европе республика, причем, в отличие от соседней Испании, устоявшая. С 1926 г. – жертва самой долгой и одной из самых жестоких фашистских диктатур во главе с доктором философии Салазаром, объявившим по случаю самоубийства Гитлера национальный траур. Пятьдесят-сорок лет назад – образцовый защитник «свободного мира», предоставивший НАТО стратегическую базу в самом центре Атлантики, на Азорских островах, и многие годы посылавший молодежь проливать чужую и свою кровь в саваннах Африки ради интересов монополий США и Западной Европы.

Но для нас главное то, что Португалия – родина одной из самых героических компартий, отпраздновавшей в прошлом году 90-летие. Люди моего поколения, не предавшие идеалов юности, помнят героев-коммунистов, прошедших несломленными пыточные застенки ПИДЕ – салазаровского гестапо. Мы храним в памяти и немыслимо смелый побег Алваро Куньяла и его товарищей из крепости Пениши в конце 1960 г., и рейс по Атлантике восставшего корабля «Санта-Мария» – португальского «Потемкина» в начале 1961-го. И, конечно, для нас, как и для португальских товарищей, их страна – родина последней (пока) в Западной Европе настоящей Революции. Не трехцветной, не оранжевой, не белоленточной, не христианской и не исламской – нашей, красной. При этом практически бескровной: 25 апреля 1974 г. в Лиссабоне, как и 25 октября 1917-го в Петрограде, армия не стала стрелять в свой народ, а выступила против его врагов. Люди в форме, как когда-то в России, невыносимо устали от враждебного большинству нации репрессивного режима, от несправедливой и безнадежной войны. Формально в Португалии произошел военный переворот, но Движение вооруженных сил, взявшее в стране власть, совсем не походило на различные хунты, гораздо больше напоминая Советы солдатских депутатов. Его руководство демократически избиралось всем личным составом сухопутной армии, авиации и военно-морского флота. В правительство, возглавленное военными-революционерами, вошли коммунисты и социалисты. За полтора года собственность монополий, занимавшая ключевые позиции в экономике, перешла к революционному государству, земли латифундистов – к батракам, объединившимся под руководством коммунистов в кооперативы. Народы колоний получили независимость. Символом португальской Революции стала красная гвоздика – любимый цветок пролетарских революционеров всей Европы. Самый близкий мне человек до конца жизни хранил один из первых легальных номеров «Аванте!» с фотографиями вышедшего из подполья ЦК Португальской коммунистической партии, где под каждым фото точно указаны годы стажа – партийного и тюремного. Эту страницу мы воспроизвели несколько лет назад на обложке одного из номеров нашего журнала.

Много воды утекло с тех пор в реке Тежу, впадающей в Атлантический океан у самого Лиссабона (по-португальски Лижбоа). Изменился мир, иной стала и Португалия. В 1985 г. ее вместе с Испанией втянули в Европейское экономическое сообщество, в 1992 г. ставшее Евросоюзом (обе даты говорят сами за себя). Обывателю внушили, что в «Европе» его ждет жизнь благополучная, как во всех «цивилизованных странах». И вот закономерный итог – государственное банкротство, устроенное транснациональными финансистами и их доморощенными сообщниками под стать греческому, ирландскому, румынскому, латвийскому, без пяти минут испанскому.

Просматриваю газеты, часть образцового сервиса «Люфтганзы»,– в глаза бросается набранное латинским шрифтом русское слово «тройка». Оказывается, теперь именно так в СМИ – и левых, и буржуазных – принято называть чрезвычайный орган наднациональной политико-экономической диктатуры, навязанной европейским странам-должникам: в него входят Международный валютный фонд, Европейский банк и Европейская комиссия – неофициальное пока правительство Евросоюза. Сколько десятилетий буржуазные СМИ запугивали западного, а потом и постсоветского, обывателя ужасами сталинских «троек»! Кое-кто до сих пор благодарит бога, Штаты и Евросоюз за избавление от призрака сталинизма. Дескать, неоплатный «внешний долг» и «реформы» в духе Пиночета и Чубайса – это удел латиноамериканцев, россиян и африканцев, мы же, «белые люди», за Евросоюзом и НАТО как за каменной стеной. И вот сами получили глобальную «тройку» транснационального капитала, диктующую, какие предприятия нужны, а какие надо закрыть, сколько останется рабочих мест и сколько людей обречено на безработицу, насколько надо урезать зарплату и социальные пособия, сколько закрыть школ и больниц. Даже буржуазное правительство Португалии чуть не на коленях умоляет дать отсрочку – ему отказывают. «Тройка» хорошо помнит, как два года назад в Лиссабоне подписывал масштабные экономические соглашения Уго Чавес, только что посетивший Минск, Москву, Киев, Тегеран, Дамаск и Триполи. «Пережитки» Апрельской революции в Португалии стали для империализма так же опасны, как «пережитки» социализма на востоке Европы или «пережитки» национального освобождения на Ближнем Востоке. Попробуйте не подчиниться «тройке»– вас ждет экономическая блокада, а то и натовская интервенция. Логично: если не диктатура класса пролетариев – значит, диктатура класса капиталистов.

Но вот и Лиссабон. Небедные российские туристы предвкушают курортные радости. К трапу подъезжает скромный автобус, как в наших советских аэропортах, – респектабельных «рукавов» для швартовки лайнеров здесь нет. И в целом аэропорт куда скромнее – тут не Мюнхен и даже не Домодедово. Поток пассажиров течет к выходу. Вижу ребят с листом бумаги, на котором выведена моя фамилия. Молодцы коммунисты – все организовано четко. Знакомимся. Товарищи постарше учились в Советском Союзе и хорошо говорят по-русски. Да и мои навыки в их языке неплохо сохранились за двадцать лет, со времен занятий с латиноамериканскими и африканскими слушателями Высшей школы профдвижения. Так что мы с португальскими друзьями легко понимаем друг друга.

Грузимся вместе с китайскими товарищами в машины и едем размещаться. Лиссабон начинается сразу за аэропортом, но, увы, нам почти не придется на этот раз его увидеть – до предела насыщенная программа вся сосредоточена в южных пригородах. Жить предстоит в Алмаде, фестивальный городок – в соседнем Сейшале. До них километров двадцать по шоссе, включая длинный мост через океанский залив, куда впадает Тежу. Мост начали строить еще при Салазаре. Соседний холм венчает крестообразная статуя Спасителя – подобие знаменитой бразильской, воздвигнутое христолюбивым диктатором «в благодарность за избавление от бедствий Второй мировой войны», хотя в данном случае следовало бы благодарить безбожных большевиков. Высшие силы ему не помогли – мост ввели в строй уже после революции, и с тех пор он носит имя 25 Апреля.

Не случайно центром ежегодного праздника «Аванте!» стали именно южные пригороды столицы. Здесь с давних пор сильно влияние коммунистов. Места эти испокон веков населяли люди нелегкого и опасного труда – моряки и рыбаки. В середине XX века пригороды стали индустриальным, рабочим поясом Лиссабона. В последние тридцать лет буржуазные правительства и Евросоюз объявили промышленности настоящую войну не только и не столько в экономических, сколько в социально-политических целях – лишить «красный пояс» пролетарской базы. Закрыты знаменитые верфи, металлургический завод, многие другие предприятия. Безработица здесь гораздо выше средней по стране, составляющей 15% самодеятельного населения, 30% молодежи. Большинству тех, кто находит работу, приходится каждый день ездить в Лиссабон. («Реформаторы» давно мечтают закрыть железнодорожные линии, но пока не удается – без пригородной электрички людям никак не прожить.) И работа эта большей частью в сфере услуг – власти Брюсселя и Лиссабона целенаправленно превращают страну в придаток туристического бизнеса. Но в Португалии, в отличие от некоторых других стран, эти планы встречают упорное сопротивление.

Апрельская революция завоевала для народа выборные органы муниципального самоуправления – по-португальски «фрегезиаш». На местном уровне люди знают тех, за кого голосуют, и заморочить избирателю голову непросто: население пригородов, как правило, выбирает коммунистов. Поэтому фрегезиаш – такое же бельмо на глазу «тройки» и исполнителей ее приказов, как промышленность. Под предлогом «жесткой экономии» они добиваются ликвидации муниципального самоуправления, свертывания всех социальных и даже государственных служб на местах и концентрации их в районных центрах. Пусть еще убавится рабочих мест, пусть жителям придется за тридевять земель, и не задешево, добираться до поликлиники, школы, полицейского участка, суда – главное, чтобы власть была подальше от народа, чтобы гражданам трудно было самим разобраться, за кого они голосуют, и их сознанием легче было манипулировать. Трудящиеся Португалии отстаивают демократическую местную власть. На беленых стенах старых домов, крытых красной черепицей, то и дело видишь надписи: «Защитим фрегезиаш»!

Вообще надписи на стенах говорят о многом. Не видно ни одного ругательства, ни одного неприличного рисунка – народ живет небогато, но вести себя привык культурно. На улицах то и дело видишь иммигрантов, большей частью из бывших португальских колоний в Африке, но мне на глаза попались всего две надписи в духе национал-фашистов типа греческой «Золотой зари» – и это при высокой безработице. Зато призывы к недавним всеобщим забастовкам – ноябрьской и мартовской – в большом числе украшают стены до сих пор, и никто, в том числе полиция, их не стирает. Гораздо реже встречаешь аббревиатуры правящих партий. Улица наглядно показывает внепарламентское влияние коммунистов, значительно превосходящее официальный электорат партии – 8%. Если бы не коммунисты, атмосфера общества при таком экономическом состоянии была бы куда хуже.

В программу фестиваля входила автобусная экскурсия для зарубежных гостей в еще один пригород столицы – Мойту. Там тоже мунипалицитет возглавляют коммунисты в союзе с «зелеными» и социалистами. По прямой до Мойты недалеко, но ехать пришлось часа два, объезжая залив. Зато мы хоть краем глаза увидели сельскую Португалию. Сосны, не похожие на наши, с торчащими как свечки побегами с длинной хвоей, держат корнями песчаные дюны – где-то из последних сил сопротивляясь засухе, а где-то уже погибая в борьбе с ней. Всего раз мы мельком видели знаменитый пробковый дуб со снятой корой – а ведь раньше Португалия была монопольным экспортером натуальной пробки. Возделанных полей тоже немного, и не только из-за засухи. После того, как правые правительства вернули земли прежним владельцам, те предпочитают оставлять их необработанными – на случай прибыльной спекуляции недвижимостью, а главное, чтобы дети непокорных батраков искали заработка подальше – в городе, а еще «лучше» – за границей. И обезлюдить деревню, увы, удалось – как и в Венесуэле, как и в России…

В Мойте, как и везде в Португалии, много одноэтажных беленых домов с черепичными крышами. То тут, то там бросаются в глаза крупные надписи: «Продается». По словам наших гидов, цены на жилье здесь намного ниже лиссабонских, не говоря о московских. И все равно здешнее жилье спросом не пользуется – работы рядом не найдешь. Немало домов просто заброшены и лежат в развалинах, будто после бомбежки: невидимое оружие неолиберальных реформ промаха не дает. Въезжаем в новые кварталы. Они, как и окраины столицы, застроены симпатичными домами, похожими на наши пятиэтажки из «черемушек», но четырехэтажными: в Португалии уже начиная с пятого этажа полагается лифт, что удорожает строительство и эксплуатацию. Это сравнительно недорогое муниципальное жилье. Его одного хватило бы, чтобы объяснить, почему фрегезиа Мойты из года в год остается красной. А еще есть бесплатный муниципальный пляж, который нам специально показали, – отсюда на другом берегу залива виден Лиссабон. А еще муниципалитет тратит миллионы евро на возрождение традиционных ремесел, чтобы дать людям заработок и заодно привлечь туристов (без этого нынче не обойтись). Через неделю после фестиваля «Аванте!» Мойту ожидал престольный праздник местной патронессы – «Нашей госпожи путешествий». По этому случаю устраивается своего рода крестный ход на воде – целая флотилия празднично украшенных суденышек, флагман везет образ патронессы. В последние десятилетия праздник пришел в упадок, но на средства муниципалитета флагманское судно восстановили по традиционной технологии. Мы видели праздничную флотилию у пирса – среди многоцветья сигнальных флажков на почетном месте реяли флаг Республики Куба и вымпел с изображением Че Гевары. В программу праздника входят и конные состязания – процессия всадников пересекла дорогу нашим автобусам, – и, конечно, коррида. Слово это здесь сохраняет первоначальный смысл – не «бой», а «бег быков». Как раз в наш приезд улицы посыпали толстым слоем песка и ограждали деревянными барьерами – через неделю прямо на улицу выпустят быков, а впереди будут бежать самые отчаянные из местных жителей и туристов. Есть здесь и стадион для «настоящей» корриды, но она в Португалии, в отличие от Испании и Латинской Америки, не допускает убийства быка – этот пережиток языческого жертвоприношения запретил еще Помбал в середине XVIII века. С тех пор победа тореро – утомить быка, чтобы тот перестал его преследовать. На мой взгляд, в этом есть нечто символическое: уже много веков история Португалии как бы повторяет или предваряет историю Испании – в чем-то более радикально, в чем-то, напротив, более компромиссно, – но всегда меньшей кровью…

Едем обратно, в фестивальный городок. Раньше партии приходилось каждый год добиваться от властей выделения под него земельного участка, но несколько лет назад удалось выкупить этот, в Сейшале, и теперь праздновать можно беспрепятственно. У коммунистов каждой провинции и двух автономий – Азорских островов и Мадейры – свой павильон. В нем экспонируются и раздаются материалы о политических и социально-экономических делах края, продаются изделия ремесленных промыслов, можно отведать старинных местных блюд и вин. Это не только часть праздника, но и доход партии, и подспорье жителям провинций – в «рыночных» условиях, ограниченных жесткими правилами ЕС, сбыть свою продукцию не так-то просто.

И павильоны, и дороги к ним расписаны огромными красочными плакатами и рисунками. Больше всего плакатов и росписей вокруг главной площади городка, вмещающей десятки тысяч человек. «Нет – пакту агрессии!» - так называют здесь соглашение «международной тройки» с «национальной тройкой» правых партий. Сами за себя говорят лозунги: «У Португалии должно быть будущее!», «Молодежи – работу!». В красно-зеленых цветах национального флага – девиз предстоящего съезда партии, предлагаемое название новой редакции ее Программы: «Ценности Апреля – будущее Португалии!» Впрочем, “valores” можно перевести не только как «ценности», но и как «доблести».

Три фестивальных дня незабываемы. Вокруг тебя течет людская река, превращающаяся на площадях то в озеро, то в целое море. Очень много молодежи. Несмотря на то, что билет на вход для всех, кроме работников и гостей фестиваля, стоит денег – у партии нет буржуазных спонсоров. Коммунистическое движение здесь остается делом семейным: дети и племянники коммунистов обычно тоже в партии или в Коммунистической молодежи. Многие из молодых товарищей заняты в организации фестиваля – это не только почетное поручение, но и бесплатный билет на праздник. А здесь – настоящий народный праздник. Ближе к вечеру с площади начинает звучать музыка, и молодежь самозабвенно танцует. Но порядок строгий: после часа ночи никому нельзя оставаться на фестивальной территории, не разрешается и разбивать там палатки (молодежь ставит их поблизости от городка, чтобы наутро вернуться). Для управления городком и приема гостей отведено несколько разборных домиков без излишеств, но пускают сюда по дополнительному пропуску.

Культурная программа тоже не пущена на самотек, партийный праздник не превращается в дискотеку, как бывает даже с предвыборными митингами некоторых партий. Португальские коммунисты, как могут, противостоят губительному влиянию транснационального капитализма на культуру страны. В разных концах фестивального городка проводятся прекрасные концерты народной музыки разных земель Португалии. А в один из вечеров мы слушали на центральной площади концерт симфонической музыки – она теперь далеко не каждому по карману, и партия считает своим долгом дать людям возможность насладиться настоящим искусством.

В дни фестиваля проходила фотовыставка под знаменательным названием – «Рабочие руки». Это были великолепные – иначе не скажешь – фотографии людей труда: рабочих, крестьян, рыбаков, моряков, – занятых своим нелегким делом. Каждое лицо дышало достоинством и гордостью своим мастерством. А на нескольких снимках действительно запечатлены руки – те, что делают человека человеком, те, что создают все, чем жив португальский народ. Эта выставка наглядно опровергала идеологию сегодняшнего капитализма, пытающуюся лишить труд достоинства, чтобы навеки поработить его. Нет, «господа», мы вам не рабы, мы, именно мы – соль земли, основа народа, настоящие люди – вот что говорила выставка всякому желавшему видеть.

Нынешний фестиваль проходил в условиях напряженной ситуации в мире, особенно в близких Португалии географически и исторически регионах: Ближнем Востоке, Латинской Америке, Африке. Интернациональная солидарность всегда была сильной стороной ПКП. Самые тесные связи соединяли ее с народно-освободительными, а затем правящими партиями бывших португальских колоний, с коммунистами Южной Африки и Бразилии. Всего в фестивале «Аванте!» участвовали делегации 48 партий и организаций из 38 стран. Особая часть фестивального городка называлась «Международным пространством» – здесь располагались стенды зарубежных гостей, а рядом с ними – Общества имени Юрия Гагарина (наследник Общества португало-советской дружбы) и Общества Португалия – Куба.

С каждой делегацией, даже состоявшей из одного товарища, подробно беседовали работники Международного отдела ЦК ПКП. 8 сентября состоялась встреча руководства партии с зарубежными гостями, на котором выступили Генеральный секретарь ПКП Жеронимо да Соуза и представители нескольких делегаций.

В дни фестиваля было проведено три открытых дискуссии (debates), модераторами которых выступали члены международного отдела ЦК ПКП.

Участники первой – «Латинская Америка: прогресс, революция и империалистическая реакция». Все были едины в том, что сегодня латиноамериканский регион стал ареной важных достижений в борьбе за демократию и социальное освобождение, одним из «слабых звеньев имперского господства», прежде всего благодаря социалистической Кубе, боливарианской Венесуэле, Боливии, Эквадору, Никарагуа. Подчеркивалось важное значение новых региональных экономических организаций, свободных от опеки Вашингтона. Но говорилось и о том, что империализм не отказывается от агрессий и маневров, пытаясь повернуть ход событий вспять, о чем свидетельствуют реакционные перевороты в Гондурасе и Парагвае.

Член ЦК Колумбийской КП и директор еженедельника «Вос» Карлос Лосано говорил о ситуации в Колумбии, где правительство вынуждено пойти на диалог с Революционными вооруженными силами Колумбии – Народной армией (FARC-EP), имеющий в виду достижение страной стабильного и длительного мира. Он высказал позицию своей партии: в диалоге наряду с партизанами должны участвовать народное движение и демократические круги, так как решающий фактор нанесения поражения олигархии – единство левых сил.

Анхель Кустодио Рейс (КП Кубы) выступил за единство южноамериканских и карибских народов в борьбе против империализма и его буржуазных союзников. Представитель коммунистов Острова Свободы осудил усиление блокады Кубы в период президентства Обамы («фирмы, ведущие торговлю с Кубой, преследуются США»), призвал всемерно помогать актуализации кубинской экономической модели. Он обратился ко всем революционерам и демократам с призывом поддержать боливарианскую Венесуэлу и ее лидера Уго Чавеса:«7 октября – это не какие-нибудь выборы, это защита революции». Товарищ А. Рейс заверил, что Куба не подведет народы Латинской Америки и всего мира.

Вице-президент парламента Португалии и глава парламентской группы дружбы с Кубой Антониу Филипе подчеркнул, что португальские коммунимсты всегда были солидарны с латиноамериканскими революционерами. Он назвал кубинскую революцию примером, а прогрессивные преобразования в Латинской Америке – источником вдохновения для трудящихся и народа Португалии в их борьбе против неолиберальной политики.

Представитель Перуанской компартии Витор Сааведра сообщил об итогах 2-й встречи Европейского секретариата Форума Сан-Паулу (Алмада, 7.09.2012) – широкого объединения левых и левоцентристских партий Латинской Америки. Принятая на ней декларация подчеркивает важность участия трудящихся-иммигрантов в классовом профсоюзном движении европейских стран.

Участники дискуссии «Борьба и вызовы арабских народов» Бадауи и Силас Серкейра (ветеран португальского движения за мир), подчеркивали, что в условиях нового соотношения сил в мире империализм стремится вновь колонизовать арабские и африканские страны. США как непосредственно, так и через посредство НАТО и Израиля продолжают интервенцию в арабском мире от оккупированной Палестины до Ирака, от Ливии, Сомали и Судана до Сирии. Сегодня Сирия стала жертвой вмешательства США, Великобритании и Франции, поддерживающих оружием, снабжением и пропагандой армию наемников, оплачиваемую Саудовской Аравией и Катаром и действующую с территории Турции. Модератор от ПКП Жоржи Кадима резюмировал: «Ближний Восток превращается в одну гигантскую Палестину».

По словам заместителя генерального секретаря Ливанской Компартии М. Нассиф-Дебс, народные восстания в Тунисе и Египте были использованы «светской и религиозной буржуазией, не расположенной терять привилегии», для привода к власти «Братьев-мусульман». Она говорила о роли ливанских коммунистов в политическом и военном сопротивлении агрессиям Израиля против Ливана, о необходимости единого фронта левых сил арабского мира. В этой связи говорилось о встрече в Бейруте представителей 24 партий 10 арабских стран с целью согласования действий.

Файез Бадауи, представитель Народного фронта освобождения Палестины – левой революционной организации, которой на Западе пытаются приклеить ярлык террористической, – говорил о том, что империализм, используя военную машину США и Израиля, экономические механизмы Всемирного банка и МВФ, разветвленный пропагандистский аппарат, включающий «Аль-Джазиру» и «Аль-Арабийю», хочет поработить трудящихся и народы Ближнего Востока. По мнению НФОП, правящий режим Дамаска «совершил ошибки», но только сирийский народ вправе решать будущее своей страны. Буржуазные СМИ клевещут на Сирию, но замалчивают то, что происходит на Бахрейне, оккупированном саудовскими войсками и превращенном в базу 5-го флота США. О своей оккупированной родине товарищ Бадауи сказал: «Мы никогда не признаем государство Израиль, мы хотим государства в исторической Палестине».

Было зачитано послание Алжирской партии демократии и социализма, которая не прислала делегацию на фестиваль, но сочла нужным публично высказать поддержку самоопределения народа Западной Сахары и критику пассивности правительства Алжира перед лицом империалистической агрессии против Ливии и других стран.

В дискуссии «Кризис капитализма, борьба и суверенитет народов» модератором был секретарь ЦК ПКП Албану Нунеш, участниками – председатель Политкомиссии ЦК ПКП Илда Фигейреду, руководители международных отделов Компартии Бразилии - Рикардо Алемао, Компартии Индии (марксистской) - Арум Кумар, Южноафриканской компартии – Крис Матлако, редактор «Правды» Б. Комоцкий (КПРФ).

И. Фигейреду подчеркнула, что в условиях мирового кризиса возросла агрессивность империализма, примерами чего служат война НАТО в Ливии, вмешательство в Сирии и угрозы Ирану. Но есть и позитивные перемены: сопротивление Кубы блокаде, навязанной США более полувека назад- возникновение других прогрессивных режимов в Латинской Америке- боевые выступления трудящихся и народов в Европе и Африке. Она особо отметила саммит Движения неприсоединения в Тегеране и Всемирную ассамблею мира (Катманду, июль с.г.) с участием 50 стран под лозунгом «Усиливать борьбу народов за мир, против империалистических войн, за солидарность и борьбу против угнетения».

Р. Алемао отметил: «Кризис периода упадка капитализма, структурный и системный кризис в центре и на периферии системы, не означает конца капитализма и гегемонии США и вызывает новый империалистический передел мира». А. Кумар также подчеркнул: «Капитализм никогда не падет сам по себе. Не существует другого пути, кроме мобилизации народа на борьбу. Мы несем историческую ответственность за борьбу, ориентированную на социализм». В плане же ближайшей перспективы в их выступлениях большое внимание уделялось новым межгосударственным объединениям, объективно способным, по их мнению, ослабить гегемонию американо-натовского империализма, в первую очередь интеграционным организациям Латинской Америки и группе БРИКС.

Был зачитан в переводе доклад Б. Комоцкого о причинах нынешнего мирового кризиса и перспективах выхода из него. В частности, подчеркивалось, что «коммунистические партии не являются партиями парламентской природы, их деятельность направлена прежде всего на борьбу масс против капитализма… На стороне коммунистов будущее, и это будущеесоциализм».

К. Матлако рассказал о позиции ЮАКП по последним событиям в ЮАР, сделав ударение на необходимости объективно расследовать кровопролитие на шахте Марикана, выявить и наказать виновников трагедии. В то же время он подчеркивал важность сохранения единства Африканского национального конгресса, ЮАКП и Конгресса профсоюзов, чтобы отстоять завоеванные трудящимися права, добиться прогресса в ЮАР и во всей Африке.

Подводя итоги дискуссий, А. Нунеш напомнил о своеобразии опыта португальской национальной и демократической революции 25 апреля 1974 г. и выразил убеждение, что и сегодня «большие опасности сосуществуют с большими возможностями революционного преобразования», причем «пути национального и социального освобождения многообразны», каждому народу предстоит «прийти к социализму своими путями, без моделей, без рецептов, без взятых из учебников решений». Говоря об интернациональной солидарности, он подчеркнул, что борьба коммунистов Португалии вносит вклад в борьбу во всем мире за преодоление капитализма, достижение общества без эксплуатации, единственно способного разрешить проблемы трудящихся и народов.

Праздник «Аванте!» завершился многотысячным митингом на центральной площади фестивального городка. С трибуны, где рядом с ЦК ПКП стояли зарубежные гости, открывалось людское море, сплошь заполнившее не только площадь, но и широкий проход к ней. Всюду красные знамена партии, Коммунистической молодежи, Движения безработных. У самой трибуны – флаги братских партий и стран. Рядом с красно-желто-лиловыми знаменами двух погибших испанских республик реют, как и тогда, флаги борцов за самоопределение наций Испании. Красные с прямым белым и косым зеленым крестами – Эускади (Страны Басков)- разлинованные в красно-желтую полоску – Каталонии- красные с серпом, молотом и очертаниями всех каталонских земель – Партии каталонских коммунистов- бело-голубые с красной звездой – автономной Галисии. Невдалеке – красные с профилем Розы Люксембург флаги Германской компартии, красно-бело-зеленой гарибальдийской гаммы – итальянских коммунистов, красные с большой белой звездой – правящей в Бразилии Партии трудящихся. Конечно же, здесь и знакомое всем знамя Острова Свободы, и флаги бывших португальских колоний, а ныне независимых Анголы, Мозамбика, Кабоверде, Восточного Тимора, Африканского национального конгресса ЮАР…

На трибуне - товарищ Жеронимо да Соуза. Его энергичная речь – обвинительный акт против международной и национальной «троек», пытающихся лишить трудящихся Португалии всех завоеваний Апреля. Он призывает трудящихся не позволить отнять у каждого наемного работника в год в среднем по две месячных зарплаты в «социальные фонды», соответственно сократив вклад «бедных» работодателей. Не позволить распродать в частные руки последнее, что еще осталось от госсектора революционных лет, – национальную авиакомпанию и радиотелевизионную корпорацию, без которых страна утратит последние атрибуты суверенитета. Не позволить бросить вооруженные силы Португалии в пекло новых колониальных войн, навязать им вопреки конституции жандармские обязанности внутри страны.

В выступлении ставится задача работы партии в условиях растущей международной миграции рабочей силы. Это касается, с одной стороны, армии португальских эмигрантов в другие страны, быстро растущей в условиях массовой безработицы, с другой – многочисленных иммигрантов в Португалию, прежде всего из ее бывших колоний в Африке. Защита прав эмигрантов и иммигрантов, привлечение их к общей борьбе рабочего класса справедливо рассматривается ПКП как неотделимая от защиты жизненных интересов трудящихся Португалии. Вероятно, это одна из причин отсутствия в стране заметного влияния антииммигрантской ксенофобии фашистского толка.

Задача дня – сформировать патриотическое левое правительство. Ему предстоит расторгнуть «пакт агрессии», пересмотреть условия выплаты внешней задолженности, отказаться от дальнейшей приватизации, национализировать банки, проводить политику защиты национального производства. Цели, понятные и близкие людям труда. Но как их достичь в сегодняшнем мире, имея против себя всю мощь господствующего класса не одной Португалии, а всего Евросоюза, всего мирового империализма? О чем говорит, от чего предостерегает опыт стран, находящихся в сходном с Португалией положении, – Греции, Испании? Наверное, это – вопросы не для праздничного митинга…

Отметив, что наступление империализма «не ограничивается экономическим и социальным планами», что «война, терроризм, вмешательство и дестабилизация ставят в порядок дня гипотезу генерализации конфликтов», руководитель ПКП напоминает, как здесь же год назад осуждалась преступная агрессия против Ливии, предостерегает об угрозе новой войны на Ближнем Востоке. Отвергает использование империализмом «реальных и справедливых требований сирийского народа», что привело к насилию и террору «вооруженных групп наемников, оплачиваемых державами НАТО» и угрозе интервенции. Выражает солидарность с «палестинским народом-мучеником».

Руководитель ПКП приветствовал все борющиеся народы Европы, Азии и Африки, призвал к усилению борьбы за мир, против войны. С трибуны фестиваля «Аванте!» прозвучало приветствие социалистической Кубе, боливарианской революции в Венесуэле. Зарубежные товарищи всегда могут рассчитывать на солидарность португальских коммунистов, заверил товарищ да Соуза.

По правде сказать, мне и, думаю, многим товарищам хотелось бы услышать от руководителей партии более четкие формулировки по ряду международных вопросов. Насколько «законны и справедливы» были те требования, с которых началась нынешняя сирийская трагедия, или они были на деле инспирированы извне? А если полтора года назад тут и было о чем спорить, то не пора ли теперь сосредоточиться на отпоре агрессии? Жаль, что на празднике не было представителей коммунистов Сирии, Венесуэлы, ряда других стран, особенно нуждающихся в интернациональной солидарности. Но не мне критиковать гостеприимных хозяев праздника. Ведь у нас самих все обстоит намного хуже, не говоря уже о том, что во многом по вине бывшей правящей партии нашей Родины в мире сложилась нынешняя ситуация. В этих условиях легальная партия коммунистов, действующая в капиталистической стране, да еще под диктатом «тройки», вынуждена взвешивать каждое слово не раз и не два. Насколько верно ей это удается, покажет лишь будущее.

Много внимания товарищ да Соуза уделил подготовке к съезду, предстоящему в конце ноября – начало декабря. Новая редакция партийной программы, которую должен принять съезд, выносится на обсуждение всех коммунистов. Товарищ да Соуза призвал достойно отметить в будущем году столетие самого выдающегося лидера ПКП – Алваро Куньяла.

Праздник португальских коммунистов позади. Впереди снова будни классовой борьбы. За неполный месяц – несколько акций протеста, в которых участвовало до миллиона человек. И буржуазное правительство уже вынуждено пересмотреть некоторые из «мер жесткой экономии». Где коммунисты верны революционной классовой линии, социалистической перспективе, пролетарскому интернационализму, где народ не забывает своих революционных традиций – там даже в нынешнее глобальное безвременье дышится легче.

Держите верный курс, товарищи!

«Аванте» - значит «вперед»!

Видеоотчёт о поездке на праздник газеты "Avante" можно посмотреть здесь.



Источник: http://prometej.info/new/main.html