Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

|
Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

16.11.2011  М.В.ЛОМОНОСОВ: К 300-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО И ГРАЖДАНИНА

Программа М.В. Ломоносова. К 300-летию великого ученого и гражданина
2011-11-15 17:52 Т.Шумилина, кандидат филологических наук

В ноябре этого года мы будем отмечать 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова. Заслуги его перед Россией безмерны. Простираются они от мировых открытий в области естествознания до поэзии и просвещения. Перечень его новаций занял бы не одну страницу. Но мы сегодня, в дни, когда в России идет предвыборная кампания, и политические силы соревнуются за голоса избирателей, развертывая перед ними картины грядущих перемен, хотим обратить внимание на небольшую работу, написанную М. В. Ломоносовым 1 ноября 1761 года и названную им «О сохранении и размножении российского народа».

Это, по сути дела, служебная записка, адресованная Ивану Ивановичу Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, влиятельному государственному деятелю, генерал-адъютанту. По стилю – это уникальное сочетание делового документа с экспрессивной публицистикой. По содержанию – программа преобразования России по важнейшим направлениям жизни народа и государства. Свои мысли, «простирающиеся к приращению общей пользы», Ломоносов излагает в виде программы, включающей, как он выражается, следующие главы:
О размножении и сохранении российского народа.
О истреблении праздности.
О исправлении нравов и о большем народа просвещении.
О исправлении земледелия.
О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
О лучших пользах купечества.
О лучшей государственной экономии.
О сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Программа, как видим, не потеряла своей актуальности и в наши дни и может служить руководством к действию патриотам. Не случайно названные М.В. Ломоносовым темы так близко совпадают с теми, которым (с поправкой на современность) отдают приоритет в своей предвыборной программе коммунисты. Жаль, что Михаил Васильевич не раскрыл подробно все означенные проблемы. В своем письме к И.И. Шувалову он успел конкретизировать только первый раздел. Ученый подходит к поставленным вопросам со всей серьезностью и добросовестностью: «сии толь важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо». Сколько в течение последних двадцати лет мы видели поспешных, непродуманных шагов, сделанных людьми невежественными, неквалифицированными, неосторожными, а иногда и злонамеренными. Вместо пользы реформы принесли столько вреда, что Россия еще не скоро преодолеет их последствия. И насколько М.В. Ломоносов подходил к изменениям в жизни России и ее народа ответственнее, потому что любил свою Родину, берег ее граждан.

Проблему сбережения народа он считал первостепенной и самой важной: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства». М.В. Ломоносов предлагает «тринадцать способов» улучшения положения дел в этой области, делится своими соображениями о том, как сократить смертность в стране, в том числе создать условия для нормального деторождения и развития детей, поставить медицинское обслуживание. С его точки зрения, необходимо изменить и некоторые церковные правила, вредные для здоровья людей. Чтобы сократить младенческую смертность и болезни, М.В. Ломоносов считает необходимым начать с просвещения и обеспечения лекарствами, сочетая достижения науки с народным опытом и средствами:

«1) Выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке или, сочинив на другом, перевесть на российский, к чему необходимо должно присовокупить добрые приметы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу.

2) Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана, который, упражнявшись чрез 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставление о излечении детских болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и присовокупив из других лучшее, соединить с вышеописанною книжкою о повивальном искусстве; притом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют.

3) В обоих совокупленных сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большей части не трудно было сыскать везде в России, затем что у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены, о чем давно было бы должно иметь попечение; но о сем особенно представлено будет.

4) Оную книжку напечатав в довольном множестве, распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать».

Однако М.В. Ломоносов понимал, что народные знахари не могут заменить квалифицированных врачей: «Кроме сего впадает великое множество людей и в другие разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, как выше упомянуто, и только по большей мере простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особенно внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим». И далее М.В. Ломоносов подробно излагает систему подготовки квалифицированных специалистов для России. Интересно отметить то значение для излечения болезней, которое придавал ученый социально-психологическому климату, самочувствию больного. Сегодня достаточно посмотреть большую часть телевизионных передач, чтобы и здоровому человеку «приблизиться к смерти».

Столь же тщательно и подробно разбирает М.В. Ломоносов такие причины сокращения народонаселения, как «моровые язвы, пожары, потопления, морозы». И по каждому виду «причин лишения жизни человеческой» приводит анализ и конкретные средства преодоления.

Как видим, Ломоносов был отнюдь не только кабинетным ученым, анализируя ситуацию, он предлагал конкретные способы разрешения проблем, продумывая механизмы реализации вплоть до мелочей.

Говоря о потерях народонаселения, в качестве одной из причин М.В. Ломоносов называет уход (эмиграцию) российских граждан в другие государства. Знакомо звучит? Но в отличие от современных многочисленных «политологов», Михаил Васильевич не просто фиксирует явление, но и предлагает меры по исправлению ситуации: «Переставая говорить о потере российского народа болезнями, несчастиями и убийствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона». По мнению Ломоносова, репрессиями «толь великой скважины» «запереть невозможно: лучше поступить с кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов. Итак, мне кажется, лучше пограничных с Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству. А впредь могут служить способы, кои представятся о исправлении нравов и о большем просвещении народа». Так Ломоносов призывает видеть за государственными проблемами реальные проблемы граждан и находить гибкие способы их преодоления. Этот урок не плохо бы усвоить и нынешним руководителям.  

photo

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.