Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

|
Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

15.05.2012  Ю.В.АФОНИН: КТО "ЗАКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ"?

Ю.В. Афонин: Кто "заказывает историю"?
2012-05-14 16:17 Ю.В. Афонин

Министерство науки и образования объявило конкурс под длинным названием: «Разработка учебно-методических материалов по тематическому блоку курса «История России», посвященных проблеме фальсификации отечественной истории, для системы общего образования». Цель конкурса – определить авторов, которые внесут в школьную программу отечественной истории самые верные, с точки зрения Минобрнауки, коррективы, направленные против искажения исторических фактов и напоминающие школьникам и учителям об опасности исторических фальсификаций для гражданского самосознания и для престижа России.

Подведение итогов запланировано на 5 июня. По итогам конкурса должны быть разработаны дополнения в действующие учебники курса «История России» для старшей школы, подготовлена к изданию хрестоматия для старшеклассников «Дискуссионные вопросы российской истории» и написана книга для учителей «Фальсификация отечественной истории». Идея, на первый взгляд, благая. Только вот трудно поверить, что и ее практическая реализация усилиями министерства пойдет во благо историческому образованию, будет способствовать воспитанию у юного поколения подлинного патриотизма и позволит более честно говорить в школьных аудиториях о том, что в действительности происходило в российской истории. Прежде всего – в истории новейшей, «постсоветской», определившей очертания той социально-политической системы, при которой мы живем сегодня.

Те, кто всерьез обеспокоен судьбой и проблемами отечественного образования, не могут не признавать, что Минобрнауки с его нынешним руководством способствует не столько развитию, сколько деградации образовательного процесса. Это касается и вопросов финансирования образовательной отрасли, и его стремительной коммерциализации, явной – для вузов и в основном скрытой, но оттого не менее очевидной – для школ. Это касается и падения качества образования, которому лишь дополнительно способствовали такие «новшества», как ЕГЭ, подменивший подлинную проверку знаний старшеклассников лотереей в духе телешоу «Кто хочет стать миллионером», и открывший доступ в вузы для тех, кому до введения ЕГЭ ни за что не удалось бы сдать вступительные экзамены. Уже эти обстоятельства заставляют сомневаться в способности министерства грамотно и ответственно подойти к вопросу улучшения качества исторического образования в старших классах. Сомнения усугубляются и тем обстоятельством, что Минобрнауки – это часть российского правительства, в целом пронизанного идеологией «ультралиберализма», дикого капитализма и агрессивного антисоветизма. Российская властная элита постоянно демонстрирует презрительный и поверхностный взгляд на российскую историю, тенденциозно трактует ее именно в том ключе, который идеологически выгоден правящей верхушке – олигархату и высшему чиновничеству. Из уст руководителей страны Путина и Медведева мы неоднократно слышали однобокие и насквозь нечестные высказывания о советском прошлом, о роли Сталина и его эпохи в истории России. Боясь объективных сопоставлений результатов своей политики с выдающимися экономическими и социальными достижениями сталинской индустриализации, с социально-экономическими показателями советского времени в целом, они повторяют, как заученное заклинание, антисоветские мифы о «тоталитарном государстве» и «массовых репрессиях». И даже не заикаются о том, что в СССР были невозможны ни сегодняшний запредельный уровень коррупции, ни сегодняшний разгул безнаказанной преступности, ни сегодняшнее колоссальное имущественное расслоение между кучкой самых богатых и абсолютным большинством населения, живущим на грани нищеты.

Нельзя не вспомнить и о недавнем проекте «десталинизации», разработанном в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Российской Федерации. Программа «десталинизации», которая должна была распространиться и на школы, и на вузы, и, по сути, на все российское общество, предусматривала фактический запрет на непредвзятую оценку сталинской эпохи, на упоминание о ее достижениях. Под страхом отчисления из вузов и увольнения с работы она должна была навязать всей стране единообразное мнение о Сталине и советской истории – то мнение, которое так и не смогли навязать России ультралибералы за 20 с лишним постсоветских лет, прошедших под их правлением. Воплощение этого проекта в жизнь пока что не состоялось. Под напором общественного протеста власть побоялась довести задуманное до конца. Но очевидно, что основной разработчик программы, президентский советник Михаил Федотов, и его единомышленники действовали не по своей самостоятельной инициативе, а по согласованию с руководством страны, усиленно стремящимся заставить Россию вытравить из своей памяти советское прошлое.

И вовсе не исключено, что конкурс, объявленный Минобрнауки, подразумевает, на самом деле, аналогичные задачи и устремления, а новый виток борьбы с фальсификацией истории обернется новыми попытками исполнительной власти эту фальсификацию усугубить. Уже из текста министерской конкурсной документации следует, что такие предположения вовсе не беспочвенны. Остановимся на некоторых фрагментах из этого документа, подготовленного Минобрнауки.

«Особую роль в создании нового образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской истории и построение на этой основе траектории будущего России, прогнозирование ее влияния на мировое сообщество».

Всего одна фраза, но она буквально насквозь полна двусмысленности и неискренности. Задача конкурса, как утверждают в министерстве, - способствовать борьбе с фальсификацией истории, то есть, максимально честному ее освещению и отражению в программе старшей школы. Но в конкурсной документации, как видим, речь идет уже о другом – об «интерпретации» истории. Но любому человеку, понимающему значение термина «интерпретация», ясно, что это значение вовсе не равно объективности и абсолютной непредвзятости. «Интерпретация» подразумевает скорее субъективную трактовку событий или явлений, вытекающую из чьей-то системы взглядов и из чьих-то пристрастий – сугубо личных, или клановых, групповых. Попытка господина Федотова и компании навязать огромной стране свою «интерпретацию» советской истории недавно провалилась. Но в недрах той же ультралиберальной, не скрывающей своего антисоветизма власти, снова заговорили о необходимости навязать свою «интерпретацию». Только на сей раз речь идет о промывке мозгов молодому поколению – подросткам-старшеклассникам.

И каким, спрашивается, образом, «интерпретация истории» может определить траекторию будущего России? Эту траекторию прежде всего определяет проводимая сегодня социально-экономическая политика, планомерно превращающая некогда великую, высокоразвитую страну в сырьевой придаток ведущих экономик мира; разрушающая остатки отечественной промышленности; приведшая к подписанию кабальных соглашений с ВТО, которые грозят катастрофой целым отраслям нашей экономики; пускающая с молотка стратегически важнейшие государственные предприятия; планомерно усугубляющая деградацию отечественного оборонного комплекса. Любой грамотный школьник способен ответить чиновникам из Минобрнауки, что именно эти факторы, а вовсе не переписывание учебников истории в угоду чиновникам, позволяют прогнозировать влияние нашей страны на мировое сообщество. Прогнозировать, что влияние на него России, стремительно слабеющей в результате проводимой властью политики, будет становиться все более ничтожным.

Также в документации Минобрнауки сказано, что задача инициаторов конкурса состоит в «создании позитивного образа современной России в мире и у самих россиян». И здесь опять очевиден логический абсурд и подмена понятий. Объективное и уважительное отношение к истории Отечества, - если именно такое отношение подразумевают министерские чиновники, - может способствовать воспитанию патриотизма, уважению к великому прошлому своей страны и верному пониманию исторических закономерностей. Но если речь идет о недостаточно позитивном восприятии гражданами России сегодняшней, то очевидно, что воспринимать ее в радужном свете обществу не позволяют вопиющие социальные проблемы, повальная криминализация и коррупция, пронизывающая властный аппарат, стремительная профессиональная и моральная деградация правоохранительных органов, вопиющие фальсификации, превращающие выборы парламента и президента в фарс. То есть все то, за что несет непосредственную ответственность сегодняшняя власть. Как можно отгородиться от этих проблем и от этой ответственности историческим образованием, исторической наукой – то есть наукой о событиях прошлого? Как можно заставить граждан, прочитав обновленные учебники истории, с большим «оптимизмом» смотреть на деградацию и разрушение сегодняшней России?

И совсем уж вопиющим лицемерием, не имеющим никакого отношения к заботе о качестве исторического образования, отдают слова из министерского документа о том, что искажение исторических фактов ведет «к непониманию молодежью новейшей истории России и противостоянию политике, проводимой руководством страны».

Может быть, чиновники, ведающие в сегодняшней России образованием, забыли, что политика нынешнего руководства – это не политика Ивана Грозного, Петра I или Сталина. Это политика Путина и Медведева, политика действующего правительства и партии «Единая Россия». Именно против этой политики и протестует сегодняшняя молодежь, все яснее осознающая, что у ни у нее, ни у страны в целом благодаря этой политике может не остаться никаких шансов на достойное будущее и даже на элементарное выживание. Что касается истории новейшей, то именно из нее политика нынешней власти прямо вытекает и именно ей она наследует. Потому власть и не заинтересована в объективном освещении и ясном понимании молодежью новейшей истории страны, прошедшей под знаменами таких разрушителей, как Ельцин, Гайдар и Чубайс, чьим заветам верно следует и нынешняя система криминально-олигархического капитализма. Следует, продолжая развал промышленности и ЖКХ, продолжая, - да еще и с удвоенной силой, - распродажу государственной собственности, ее передачу в руки доморощенных и зарубежных нуворишей, нисколько не заинтересованных в развитии и конкурентоспособности России.

Если чиновники из Минобрнауки так озабочены действительно объективным освещением, действительно честной оценкой новейшей истории, то, может быть, они расскажут, что намерены предпринять, дабы в школах старшеклассникам объясняли, что развал СССР был организован кучкой беловежских заговорщиков, совершивших беспрецедентное в мировой истории преступление против огромного государства и его многомиллионного населения? Не собирается ли Минобрнауки поспособствовать максимально правдивому освещению в школьной программе событий Октября 1993 года, когда ельцинская власть вероломно растоптала Конституцию и расстреляла законно избранный парламент, когда был совершен государственный переворот, который и позволил выстроить нынешнюю систему авторитарно-олигархической коррумпированной власти? Или министерство не заинтересовано в том, чтобы российские подростки, новое поколение, выросшее на руинах великой в прошлом страны, ясно понимали, что именно антиконституционному перевороту, случившемуся 20 лет назад, именно расстрелу избранного народом Верховного Совета господин Путин обязан своими неограниченными полномочиями, а господа олигархи – своим неограниченным контролем над национальными богатствами страны? Разумеется, Минобрнауки, как и действующая власть в целом, не заинтересованы в таком, - единственно правильном и честном, - понимании российской молодежью новейшей истории и сегодняшней ситуации в стране. Потому что такое понимание подрывает легитимность этой власти и доверие к ее институтам, ставит под сомнение законность нынешнего государственного устройства в целом. Потому-то молодежи и учителям, которые преподают ей отечественную историю, подсунут очередную удобную власти «интерпретацию» вместо правды и объективного анализа. И нет сомнений, что в этой «интерпретации» даже достижения великих исторических деятелей прошлого попытаются использовать в интересах политического пиара господина Путина и его команды.

Но истинным «пиаром» власти в глазах молодежи и всех россиян являются ее реальные дела, состояние нынешней России и нынешнего общества. И такой «пиар» вызывает растущее на глазах массовое возмущение. Возмущение, способное перерасти в события, которые будут вписаны в новые учебники истории России как судьбоносная и переломная веха народного сопротивления и освобождения страны от разрушителей и фальсификаторов.

Юрий Афонин,
член Президиума,
секретарь ЦК КПРФ,
первый секретарь ЛКСМ РФ,
депутат Государственной Думы. 

photo

photo

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.