Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

24.11.2008  КУРГАН: В.А.КИСЛИЦЫН ПРЕДЛАГАЕТ КОНЦЕПЦИЮ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЛЕНОВ КПРФ

Проект В.А.Кислицына

КОНЦЕПЦИЯ
идейно-теоретического образования коммунистов

Идейно-теоретическое образование коммунистов имеет ключевое значение для достижения авангардной политической роли Коммунистической партии Российской Федерации в российском обществе, а также для реализации марксистского требования: «Коммунисты…являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».
Недооценка задачи постоянного повышения идейно-теоретического уровня коммунистов, партийных кадров наносит большой ущерб интеллектуальному потенциалу партии, снижает ее боеспособность и авторитет в массах, ведет к ослаблению умения действовать в сложных, нестандартных и противоречивых условиях и, как результат, к перманентному отставанию от динамики жизни.
Специфика современной конкретно-исторической ситуации объективно требует в корне изменить многие подходы к целям, задачам, содержанию и организации всех звеньев системы, направленной на идейно-теоретическое образование коммунистов, партийных кадров, возродить и развить ленинские традиции, создать эффективную и гибкую систему, адекватно отражающую потребности динамично меняющихся реалий жизни.
Жизненно необходимо не косметическое изменение отдельных звеньев, форм и методов прежней системы, существовавшей в советское время, а формирование принципиально новой комплексной системы непрерывного идейно-теоретического образования коммунистов, партийных кадров, используя все позитивное, накопленное прежде и рожденное современной практикой.
Это связано с тем, что в предшествующий период произошли серьезные деформации целей, задач, содержания, форм и методов партийного образования, которые во многом способствовали историческому поражению КПСС. Перестав видеть противоречия общественного развития, готовить коммунистов к самостоятельному анализу суровых и быстро меняющихся реалий жизни, КПСС оказалась беззащитной перед ударами изнутри и извне. Прежде чем проиграть политически, она проиграла теоретически.
На основе проведенного анализа исторического опыта и современных реалий общественной жизни, представляется целесообразным сформулировать ряд концептуально-методологических и практически-организационных предложений по решению этой кардинальной задачи.

Основные подходы к данной проблеме могли бы быть следующими:

1. Сущность непрерывного идейно-теоретического образования коммунистов, партийных кадров.
Цель. Непрерывное идейно-теоретическое образование коммунистов, партийных кадров должно быть направлено на обеспечение задачи воспитания самостоятельно и творчески мыслящих членов Коммунистической партии, ее кадров, «истых коммунистов», на постоянное обновление, углубление и систематизацию их научно-теоретических знаний, овладение ими умением применения диалектико-материалистической
методологии к анализу реальной действительности и выработке на этой основе собственной программы деятельности.
Предназначение комплексной системы идейно-теоретического образования коммунистов состоит в том, чтобы создать условия, необходимые для организации непрерывного усвоения коммунистами диалектико-материалистического метода познания, систематизированных научных знаний, комплекса взглядов, представлений, идей и духовных ценностей, целостного представления о закономерностях и существенных связях в различных областях деятельности. А на этой основе - формирования научно-теоретического сознания и глубокой политической и широкой гуманитарной культуры коммунистов.
Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его жизни. Марксистско-ленинское понимание развития личности как непрерывного процесса она соединяет с принципом развивающегося обучения, а последний – с ориентацией не только на познание, но и на преобразование мира. Результатом должен стать переход от информационно-репродуктивного, к проблемно-продуктивному обучению, от школы памяти – к школе мысли и действия.

2. Ступени идейно-теоретического образования.
Уровни овладения идейно-теоретическим знаниями различных групп, категорий или отдельных коммунистов могут быть различны в зависимости от специфических обстоятельств (общее и специальное образование, способности, конкретные условия деятельности и т.д.). Это предполагает необходимость гибкой поэтапной деятельности от низших форм к высшим, от ступени к ступени; а также многообразия используемых путей, средств, способов, форм и методов образования, использования дифференцированного подхода.
Высший уровень образования – подготовка теоретических кадров партии, способных к самостоятельной научно-теоретической и практической деятельности в довольно широких диапазонах на прочном фундаменте глубокого усвоения диалектико-материалистической методологии анализа общественных явлений, обширных научных знаний, овладения лучшими достижениями отечественной и общечеловеческой общественной мысли, специальными навыками и умениями поисковой деятельности на основе применения социологических и политологических исследований, математических методов и современной компьютерной техники, формирования высокоразвитых навыков самообразования.
На низших уровнях – овладение коммунистами определенной суммой знаний, первичными навыками самообразования, умением применения основных требований диалектико-материалистического метода к анализу реальной действительности на конкретном участке деятельности, конкретных проблем и вопросов и на этой основе – выработки собственной программы деятельности.
Промежуточные, средние уровни предполагают поэтапное продвижение от низших к высшим ступеням идейно-теоретического образования.
В зависимости от области деятельности, специфики конкретно-исторических условий и обстоятельств, ситуации, потребностей, интересов и задач, стоящих перед данным партийным отделением или конкретным коммунистом, от уровня и направленности его (или их) общего и специального образования идейно-теоретическое образование может быть нацелено на усвоение системы политических, экономических, правовых, исторических и других знаний или же на комплексное овладение ими, что позволит преодолеть существовавшую десятилетиями разобщенность между политическим и экономическим образованием, правовым всеобучем и формированием исторического сознания и т.д.
3. Содержание идейно-теоретического образования
Решение проблемы определения содержания идейно-теоретического образования лежит в плоскости диалектического взаимодействия теории и практики. В.И. Ленин указывал, что, по мнению Энгельса, Маркс «единственным критерием теории признавал верность ее с действительностью». Продолжая дискуссию, начатую еще в 20-е годы , следует отметить, что сегодня формируются реальные условия для того, чтобы наконец-то практически решить данную проблему, уйдя от прежнего «практицизма» 30-х и 60-х и «академизма» 70-х годов. Для этого сам коммунист должен из объекта обучения превратиться в субъект образования, уметь использовать различные варианты, виды и пути обучения и самообразования, научиться учиться.
С целью обеспечения диалектического единства теоретических знаний и практики, реальной действительности содержание образования коммунистов должно, на наш взгляд, включать:
1. Фундаментально-мировозренческие знания.
2. Гуманитарные, культурно-исторические и экологические знания.
3. Профессиональные знания.
Предполагается их тесное взаимодействие и взаимовлияние.
Что касается фундаментально-мировоззренческих знаний. их основой должно стать овладение марксистско-ленинским идейно-теоретическим наследием, новое прочтение трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, проникновение в их творческую лабораторию применения диалектико-материалистической методологии к анализу общественных явлений.
Вместе с тем нельзя не согласиться со специалистами в том, что теоретическая подготовка не должна ограничиваться знанием марксистской теории. Следует преодолеть «комплекс изоляционизма». И значительно расширить диапазон приобретения теоретических знаний, включив в него по возможности максимум знаний, выработанных общественной мыслью человечества, русскими философами и другими мыслителями, и связанных с реалиями Х1Х, ХХ и ХХ1 веков, а также широкое знакомство с достижениями современной науки и культуры.
Решение задачи обеспечения нового наполнения содержания в значительной степени зависит от работы с программами, учебной литературой, методическими пособиями, от поисков новаторских подходов.
Необходимо программы и учебники сделать гибкими, нацеленными на формирование самостоятельности мышления коммунистов, максимальную творческую деятельность пропагандистов, открывающими возможность учета запросов слушателей, конкретных задач, стоящих перед конкретными коллективами, партийными отделениями, оперативно обновляющимися, постоянно и адекватно отражающими и прогнозирующими реально происходящие в обществе процессы, предусматривающими использование активных форм и методов проведения занятий.

4. Пути приобретения идейно-теоретического образования коммунистами, партийными кадрами.
Непрерывное образование как система предлагает целостную совокупность путей, средств, способов и форм приобретения, углубления и постоянного обогащения идейно-теоретического образования.
Основными путями получения коммунистами, партийными кадрами идейно-теоретического образования являются следующие:
Обучение в системе учебных партийных заведений и институтов, а также в школах, семинарах повышения уровня идейно-теоретических знаний, партклубах и т.д. Поэтому следует вернуться к этой задаче и создать учебные партийные заведения как на всероссийском, так и на региональном уровне. Такой опыт уже имеется в ряде партийных отделений.
Постоянное самообразование коммунистов, которое является самой главной и в то же самой сложной формой приобретения знаний, предполагающей поэтапное формирование и постоянное развитие навыков и способов самообразования, умения учиться. Поэтому следует предостеречь от заблуждения, что самообразование самообразуется.
Важное значение для приобретения идейно-теоретического образования также имеют общественно-политическая, культурно-просветительная, научно-исследовательская и творчески-производственная деятельность, что вытекает из центральной идеи непрерывного образования.
Все пути приобретения, углубления и обогащения идейно-теоретического образования диалектически взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга, так как лишь при этом условии достигается комплексность системы.
Система должна предполагать добровольность в выборе путей, форм и средств приобретения идейно-теоретических знаний, их максимальные гибкость и разнообразие, базироваться на политическом и теоретическом диалоге и самообразовании, систематическом учете уровня сознания, интересов и потребностей коммунистов.

5. Условия развития идейно-теоретического образования коммунистов.
Для плодотворного развития идейно-теоретического образования коммунистов необходимы, на наш взгляд, три основных условия:
1. Прежде всего, это - динамично и творчески развивающаяся теория – главный фундамент образования. Но такой теория может стать в том случае, если наука будет открыта для принципиальной и смелой постановки вопросов, их объективного анализа, находиться в процессе сопоставления и борьбы идей, в постоянном движении.
Это в свою очередь, станет возможным: при преодолении монополии на истину в теории, характерную для предыдущего периода истории; в условиях широких научных дискуссий, свободного сопоставления и обмена взглядами и мнениями, поощрения свободы творчества, многостороннего научного поиска, использования «мозговых атак», «деловых игр» и т.д..
Когда теория будет идти не от предопределенной сверху схемы, модели, концепции, заданных заранее принципов и решений к реальной жизни, а от фактов действительности, анализа происходящих процессов, реальных противоречий, назревших проблем к теоретическим обобщениям, выводам, определению принципов и формированию концепций (как и требует марксизм).
2. Ключевым условием эффективности идейно-теоретического образования является решение задачи по формированию у коммунистов устойчивого интереса, потребности в постоянном идейно-теоретическом самообразовании, чего невозможно добиться путем уговоров, назиданий или тем более принуждения.
Важной методологической посылкой для того, чтобы это осознать, являются сформулированные классиками марксизма-ленинизма положения о деятельном подходе, собственном политическом опыте масс, которые позволяют глубже понять источники развития активности самого субъекта исторического творчества, мотивы усвоения личностью знаний и формирования ее познавательной активности.
Потребность в знании появляется у человека лишь тогда, когда оно жизненно необходимо. Невостребованное в практической деятельности знание потребностью стать не может. Это тем более относится к политическим или теоретическим знаниям, потребность в которых развивается у коммунистов в процессе их участия в выработке общепартийной политики, принятии партийных решений, что возможно лишь в процессе обеспечения на деле власти партийных масс, их права на управление партией.
В условиях модернизации Коммунистической партии Российской Федерации необходимо формирование комплексного и гибкого механизма участия партийных масс в выработке политики партии, принятии важнейших партийных решений.
3. Необходимым условием является и формирование комплексной структуры, включающей в себя систему институтов и учреждений и предназначенной для обеспечения идейно-теоретического образования коммунистов, партийных кадров. Конечно, партии, находящейся в оппозиции, это сделать очень сложно. Но если думать о будущем Коммунистической партии, это делать просто жизненно необходимо.
Серьезного внимания заслуживает и проблема научной экспертизы партийных решений. На наш взгляд, к разработке партийных документов, наряду с членами выборных органов и работниками аппарата, должны шире привлекаться группы специалистов-ученых, коммунисты и сторонники партии. Следует включить ученых, хотя бы с правом совещательного голоса, в состав комиссий партийных комитетов по подготовке различных вопросов.
6. Партийные кадры и пропагандисты в системе непрерывного идейно-теоретического образования.
1. В условиях формирования многопартийной политической системы жизненно необходимо отказаться от узко-профессионального подхода к идейно-теоретической подготовке и переподготовке партийных кадров, при котором в основном обучению подлежали работники партийных аппаратов или же коммунисты-руководители, входящие в определенную номенклатуру., как это было в КПСС. Следует вернуться к ленинскому подходу к понятиям «аппарат», «партийные кадры», куда он в первую очередь включал членов выборных органов.
На наш взгляд, обучению через систему подготовки и переподготовки партийных кадров подлежат следующие категории коммунистов:
1. Члены выборных партийных органов всех категорий.
2. Коммунисты – депутаты всех уровней.
3. Профессиональные партийные работники.
4. Коммунисты – преподаватели высших учебных заведений.
5. Теоретические и преподавательские кадры партии.
Не должны быть закрыты возможности для идейно-теоретического образования через эту систему и другим категориям партийного актива.
Что же касается общей системы идейно-теоретического образования коммунистов, Она должна носить всеохватывающий характер.
К партийным кадрам в современных конкретно-исторических условиях предъявляются повышенные требования. Им необходимо научиться самостоятельному анализу проблем и собственному принятию решений, видеть тенденции и перспективы общественного развития. Поэтому предстоит решительно улучшить их теоретико-методологическую подготовку.
2. В решающей степени результат деятельности системы идейно-теоретического образования коммунистов зависит от того, удастся КПРФ сформировать пропагандиста нового типа, умеющего работать в новых условиях. Владеющим диалектико-материалистической методологией анализа общественных явлений, современными формами и методами организации учебного процесса, пропагандиста-творца, а не просто дисциплинированного исполнителя. Задача эта, учитывая доставшееся наследие прошлого, архисложна.
Наличие квалифицированных пропагандистов должно являться обязательным условием комплектования сети идейно-теоретического образования. Всеобщим требованием должно стать развертывание только такого количества школ и семинаров и других форм, которое можно обеспечить подготовленными пропагандистами. А также материально-методически (оборудованными помещениями, техническими и наглядными средствами обучения, методическими пособиями).

6. Механизм формирования комплексной системы непрерывного идейно-теоретического образования коммунистов.
Следует решительно отказаться от стремления перечеркнуть все, что было сделано предшественниками и начать строить на голом месте. «Упоение идеи», как показывает история, может иной раз привести к результатам противоположным самой идее, если практические действия не подкрепляются тщательным научным анализом имеющихся реалий.
Поэтому на первом этапе необходим кропотливый учет положения дел, «конкретный анализ конкретной ситуации», высоконаучная экспертиза всего позитивного и негативного опыта. И лишь на этой основе принятие принципиального решения.
На следующем этапе предстоит провести большую работу по подготовке учебно-методической и материально-технической базы, организовать планомерную переподготовку партийных кадров, организаторов, пропагандистов, идеологического актива.
Только научный подход, видение проблемы во всей ее многосложности противоречивости, в соответствии с действительным, а не кажущимся положением дел поможет избежать ошибок, просчетов, чрезмерного забегания вперед, а также топтания на месте.

7. Неотложные меры.
В связи с важным значением проблемы формирования комплексной системы непрерывного идейно-теоретического образования коммунистов для судьбы Коммунистической партии Российской Федерации, сохранения и развития ее интеллектуального потенциала, укрепления политической роли в условиях антагонистического общества и многопартийности необходимо осуществление ряда конкретных неотложных мер:
1. Создать при Идеологической комиссии ЦК КПРФ мобильную творческую группу, в которую должны войти политические деятели и крупные теоретики партии, ученые-специалисты по данной проблеме, представители региональных отделений партии.
2. Этой группе провести предварительную научную экспертизу реального состояния дел и разработать комплекс предложений для ЦК КПРФ.
3. Рассмотреть вопрос на одном из заседаний Идеологической комиссии ЦК КПРФ, а затем вынести его для принятия принципиальных решений на пленум партии.
4. Проблемной творческой группе при идеологической комиссии ЦК КПРФ подготовить мероприятия по их реализации, продолжить работу в данном направлении. Организовать серию комплексных исследований для дальнейшего, более глубокого осмысления во всей полноте диалектической всесторонности и противоречивости процесса развития идейно-теоретического образования коммунистов, анализа его современного состояния, тенденций и перспектив развития.
5. С участием широкого круга ученых, партийных работников, опытных пропагандистов, разработать проект комплексной системы непрерывного идейно-теоретического образования и вынести его сначала на общепартийную дискуссию, а затем на пленум или на съезд для утверждения.
6. Средствам массовой информации партии развернуть работу по созданию широкого общественного мнения о значении идейно-теоретического образования, важности его роли в современных условиях, формирования соответствующего отношения партийных отделений к идеологической деятельности.
Донести до каждого коммуниста главный смысл создания данной системы – формирование современного поколения марксистов, «истых коммунистов» (по В.И.Ленину), умеющих и способных на основе глубокого овладения диалектико-материалистической методологией и широких научно-теоретических знаний самостоятельно мыслить, решать стоящие перед ним и партией задачи, осуществлять постоянный анализ реальных процессов, происходящих в жизни российского общества и всего мира, вырабатывать научно обоснованную программу действий.
В.А.Кислицын, первый секретарь
Курганского обкома КПРФ
 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.