Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

07.04.2009  ХРОНИКА СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА

Хроника современного кризиса капитализма: Премиальные каждого члена правления Газпромбанка в 2008 г. составили в среднем 71,9 млн рублей

--------------------------------------------------------------------------------
2009-04-06 19:32
По материалам дайджеста компании "Медиалогия"

Хроника современного кризиса капитализма

Премиальные каждого члена правления Газпромбанка в 2008 г. составили в среднем 71,9 млн рублей

Объем вкладов граждан в марте сократился впервые с декабря прошлого года

Секвестр за счет солдатского пайка

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ

ОСАГО ТЕРЯЕТ ТВЕРДУЮ ЦЕНУ

Коммерсант, 6 Апреля 2009

В распоряжении "Ъ" оказался проект поправок Минфина к постановлению правительства РФ от 8 декабря 2005 года 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии". Министерство предлагает нынешние страховые тарифы определить как "максимальные предельные уровни страховых тарифов".

В пояснительной записке к проекту утверждается, что практика контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС) показала, что страховщики при участии в госконкурсах на поставки ОСАГО предлагают заказчикам тарифные ставки ниже, чем в конкурсной документации. Кроме того, как пишет Минфин, компании выдают своим страхователям компенсации части страхового платежа в размере 5-25% от стоимости полиса. "Подобные факты свидетельствуют о том, что страховые организации имеют возможность снижать размер страховых тарифов", - резюмирует в своем документе Минфин.

Согласно постановлению правительства 739 от 8 декабря 2005 года, базовый тариф ОСАГО для физлица - владельца легкового автомобиля составляет 1980 руб., для юрлица - 2375 руб. На цену полиса влияет ряд территориальных коэффициентов, система коэффициентов "бонус-малус" в зависимости от 13 классов аварийности водителя, коэффициенты мощности автомобиля, количество водителей, допущенных за руль, и длительность действия страховки. Никаких других скидок страховщик клиенту предложить не может.

По мнению Минфина, установив максимально предельные уровни страховых тарифов, страховщики самостоятельно смогут снижать страховую премию по виду, исходя из финансового положения компании.

Иными словами, компании смогут давать клиентам дополнительные скидки и, как утверждается в записке Минфина, "более гибко осуществлять деятельность по ОСАГО".

"Это отличная инициатива, - заявил "Ъ" лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, - уровень убыточности у страховщиков никогда не перекрывал критические 77% от сборов в целом по рынку. И компании теперь могут не надувать комиссии своим посредникам, а продавать автомобилистам полисы дешевле". По его словам, во время кризиса это очень актуальная мера.

С ним не согласны аналитики. "Это спорное предложение, - заявил "Ъ" заместитель главы агентства "Эксперт РА" Павел Сами ев, - особенно оно опасно сейчас, во время кризиса, так как будет способствовать созданию страховых пирамид". По мнению эксперта, тот факт, что компания, к примеру, платит высокие комиссионные своим агентам, вовсе не говорит о ее благополучии. "Значит, у нее плохо работает центр продаж, и она будет пытаться минимизировать выплаты", - уверен господин Самиев. По его словам, тарифы должны быть рыночными, свободными как от нижней, так и от верхней границы. В целом же, по мнению аналитика, рынок ОСАГО дошел до точки ухода в минус. "Есть ряд компаний на Урале и в Сибири, где убыточность зашкаливает за 120%", - говорит он.

Крупные страховщики предложение Минфина отвергают категорически.





МИНЭКОНОМИКИ ШЛИФУЕТ НАЛОГОВУЮ ШКАЛУ

Коммерсант, 6 Апреля 2009

Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина 3 апреля направила письмо Алексею Кудрину. Как сказано в имеющемся у "Ъ" документе, "предлагаемые меры не направлены на существенные изменения в налоговой системе, которые представляется необходимым обсудить дополнительно". Поэтому прежде всего ведомство предлагает повременить с разработанной Минздравом реформой ЕСН. Необходимость переноса дискуссии объясняется тем, что компенсировать бизнесу повышение нагрузки по соцплатежам на 36-40% (снижение НДС, напомним, ведомством уже не рассматривается) сейчас нечем. Напомним, что Минэкономики и Минфин уже заявляли о желании перенести реформу (см. "Ъ" от 25 марта), поэтому письмо госпожи Набиуллиной лишь формализует позицию ведомства. Более того, по словам источников "Ъ" в правительстве, решение по ЕСН уже принято - в последний раз судьба налога обсуждалась у Владимира Путина на совещании "в узком кругу" в минувшую субботу, и уже сегодня в ходе отчета перед Госдумой премьер, как ожидается, может объявить его результат. Вероятно, реформу ЕСН будет предложено все же провести, но позже - в 2011 году.

Вместо масштабной трансформации системы соцплатежей Минэкономики в своем письме предлагает набор точечных изменений в Налоговом кодексе. При этом по налогу на прибыль предложено подправить недавно принятые новации. Так, с 1 января 2009 года действует норма о том, что в этом году компании могут списывать на расходы уплаченные по кредитам проценты в большем размере - 1,5 ставки рефинансирования вместо прежних 1,1 (то есть максимум 19,5%). Ведомство полагает, что этого недостаточно, и хочет увеличить норматив до двух ставок рефинансирования (26%). Размер выпадающих доходов бюджета - 5,5 млрд руб. Также предложено еще раз повысить размер амортизационной премии для модернизирующихся предприятий - с 30 до 50% (потери бюджета - 60 млрд руб.). За счет налогов Минэкономики намерено простимулировать предприятия и к энергоэффективности - введением нулевой ставки налога на имущество на новое энергоэффективное оборудование либо включением его в льготные амортизационные группы.

Еще одна новация позволит снизить налоговое бремя при строительстве бизнесом "навязанных" местными властями объектов инфраструктуры. Сейчас инвесторы для получения одобрения на строительство или подключение к коммуникациям вынуждены вносить "безвозмездную денежную помощь" бюджетам либо брать на себя возведение школ, больниц, инженерных сетей. Минэкономики предлагает внести в НК норму, разрешающую компаниям относить такие расходы на затраты, уменьшая тем самым сумму налога на прибыль.

Весьма необычны предложения Минэкономики по малому бизнесу. Для предприятий, использующих упрощенную форму налогообложения (с оборотом до 26,8 млн руб. в год, который ведомство, впрочем, предлагает поднять сразу до 100 млн), "в качестве временной меры" предлагается разрешить регионам снижать ставку налога до нуля. Если налог платится с прибыли, ставку можно будет устанавливать в пределах от 0 до 10% (сейчас 5-15%). Если "упрощенный" налог уплачивается с выручки - то от 0 до 4% (сейчас 6%). "Это не мера налоговой политики - мы хотим, чтобы малый бизнес сейчас генерировал рабочие места и не думал о налогах. Кроме того, это должно добавить ему конкурентоспособности", - пояснил инициативу замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский. По его словам, предполагается, что регионы, решившиеся на снижение ставок, получат от центра компенсацию выпадающих доходов.





МИНИСТЕРСТВА УВЕЛИЧИЛИ КОНТРОЛЬ НАД ГОСРАСХОДАМИ

Коммерсант, 6 Апреля 2009

Сегодня докладом премьер-министра Владимира Путина в Госдуме начнется процедура официального изменения бюджета на 2009 год парламентом. Все необходимые законопроекты внесены в Госдуму и опубликованы (за исключением поправок в секретные статьи - они также есть, что позволяет предположить сокращение расходов и по закрытой части бюджета), Минфин опубликовал вместе с ними и последние недостающие данные о предлагаемых изменениях в бюджете-2009 в разрезе федеральных целевых программ (ФЦП) и в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) - ведомств и министерств, управляющих теми или иными расходами федерального бюджета.

С точки зрения сокращаемых ФЦП ситуация много проще - здесь больше именно сокращений расходов, а не перераспределения. Не изменилось ни на копейку финансирование лишь одной ФЦП - Федеральной космической программы, лишь двум программам - по развитию гражданской авиатехники и по развитию электронной компонентной базы - средств добавили (электронной ФЦП - значительно, 2,2 млрд руб., или 59,5% старого бюджета). Крупнейшие сокращения на 2009 год целевых программ - по модернизации транспортной системы (на 100,6 млрд руб., или на 26,1%), по кадровой реформе Минобороны (на 16,4 млрд руб., или на 58,4%), по социальному развитию села (на 9,2 млрд руб., на 53,1%), по автоматизации Росземкадастра (на 4,6 млрд руб., на 47,8%). Существенно, на 29,8%, сократилась ФЦП по развитию Чечни, на четверть урезаны в 2009 году ФЦП "Культура России", программа "Жилище" - на 9,7%, а атомная ФЦП - на 16,2%. В целом же за счет существенного сокращения финансирования дорожной подпрограммы транспортной ФЦП совокупное сокращение всех целевых программ составило 23,9% вместо ожидавшихся 15%.





ДВА ГОДА БОНУС НЕ ВИДАТЬ

Газета, 6 Апреля 2009

Президент Дмитрий Медведев вернулся из Лондона с идеей ограничить бонусные аппетиты руководства компаний и корпораций, которые контролирует государство, а также компаний, получивших господдержку.

В субботу его фактически поддержал премьер Владимир Путин. Он заявил, что предприятиям, получившим финансовую помощь от государства, следует снижать издержки. Как бы представители названных компаний ни относились к идее отказа от бонусов, другого выхода, кроме добровольного или принудительного ограничения доходов, у них нет.

Власти могут легко заставить госкомпании и госкорпорации экономить на окладах и премиях. В советах директоров госкомпаний есть представители государства, а наблюдательные советы всех госкорпораций возглавляют чиновники.

Число предприятий, госкорпораций и банков, которым предстоит урезать бонусы руководству, велико. В первую очередь - за счет банков. Только беззалоговые кредиты у ЦБ имеют право получить около 190 банков. Все они могут подпасть под директиву властей экономить на бонусах.

Впрочем, большинство получателей госпомощи в финансовой сфере уже выплатили бонусы руководству по итогам прошлого года и собираются начать экономить только с 2009 года.

Самые крупные премиальные за 2008 год получили руководители Газпромбанка (см. таблицу). Каждый член совета директоров получил в среднем по 61,3 млн рублей, а каждый член правления - в среднем по 71,9 млн рублей. При этом за некризисный 2007 год топ-менеджеры банка получили в общей сложности лишь на 40 млн рублей больше.

На втором месте по размеру выплаченных премиальных в 2008 году стоит Сбербанк. Сумма выплат членам правления банка за прошлый год составила 934 млн. Сбербанк увеличил сумму зарплат и премий менеджерам на 5%. Правда, за 2007 год эти деньги были выплачены 17 членам правления, а за 2008-й - уже 23, что уменьшило среднюю сумму вознаграждения. Кстати, именно увеличением количества управляющих в Сбербанке объясняют повышение общей суммы бонусов.

В ВТБ бонусы по итогам 2008 года превысили выплаты в 2007 году: 554 млн рублей против 481 млн рублей соответственно. Впрочем, как заявил в минувшую пятницу на съезде Ассоциации российских банков глава ВТБ Андрей Костин, в его кредитном учреждении планируют последовать советам президента и сократить бонусы за 2008 год.

В Россельхозбанке в 2008 году выплатили 187 млн рублей бонусов против 162 млн рублей в прошлом году. Таким образом, в этом году каждый из девяти членов правления в среднем получил почти по 21 млн.

Компании реального сектора, получившие помощь от государства, оказались сдержаннее банков. Как заявила пресс-секретарь АвтоВАЗа Наталья Сидорук, компания отказалась от бонусов по итогам 2008 года и не будет выплачивать их в 2009 году. "Кроме того, в связи с переходом на четырехдневную рабочую неделю зарплаты всем сотрудникам, включая топ-менеджмент, сократились на одну треть", - заявила она.

О сокращении выплат говорят и на ГАЗе. "Вопрос был решен до встречи Кудрина и Медведева, еще в четвертом квартале 2008 года. Было принято решение не выплачивать бонусы топ-менеджерам за 2008 год, также была урезана зарплата топ-менеджерам на 30%, сокращен социальный пакет до уровня, предусмотренного трудовым законодательством", - заявила пресс-секретарь ГАЗа Наталья Анисимова. ГАЗ получит от государства госгарантии по кредитам на 4 млрд рублей, еще 2 млрд рублей переплаченных налогов, а также госзаказ на 9 млрд рублей.

Оборонка также открещивается от бонусов. "По итогам 2008 года бонусы не выплачивались. Кроме того, сейчас обсуждается программа по сокращению издержек, она будет представлена в ближайшее время. Одна из частей программы - сокращение кадрового состава за счет менеджмента, а не за счет людей, занятых непосредственно в производстве техники", - заявила пресс-секретарь МиГа Елена Федорова. МиГ получил от государства 15 млрд рублей в качестве взноса в уставный капитал.





БОНУС-ПРИЗРАК

В госкорпорациях не готовы снижать бонусы. За неимением таковых.

"Как таковых бонусов по итогам года у нас не предусмотрено", - рассказал представитель "Олимпстроя". По его словам, зарплата сотрудника "Олимпстроя" состоит из двух частей: собственно оклада и премиальных. "Вице-президенты ежемесячно получают около 600 - 700 тыс. рублей", - уточнил он.

Вопрос о сокращении зарплат (хотя бы их премиальной части) руководства на наблюдательный совет госкорпорации не выносился. "И не планируется", - добавил источник.

Нет бонусов и в "Роснано", сказал член правления Андрей Трапезников. "Что касается экономии, фонд заработной платы будет сокращен на 17% главным образом за счет сокращения зарплат высшего звена. Это решение примет в ближайшее время наблюдательный совет", - уверен Трапезников.

Представитель ВЭБа отметил, что зарплаты в этой госкорпорации у большинства сотрудников и так на 20 - 25% ниже рыночных. Он добавил: "Никаких бонусов за 2008 год члены правления не получили".

В "Ростехнологиях" ни бонусов, ни премий нет, утверждает представитель госкорпорации. Будет ли обсуждаться вопрос о сокращении зарплат на ближайшем заседании наблюдательного совета, он уточнить не смог.

Единственная госкорпорация, где признались, что сократили бонусы, - Фонд содействия реформированию ЖКХ. "Это были премиальные за правильное и оперативное размещение свободных средств госкорпорации на банковских счетах. Размер этих премиальных сокращен в три раза", - рассказал корреспонденту "Газеты" представитель наблюдательного совета фонда.

Вероятно, инициатива Медведева прежде всего затронет банки и госкомпании. Руководителям же госкорпораций придется отстаивать зарплату и оклады своих сотрудников. Результатом баталий может стать хотя бы частичное повышение прозрачности госкорпораций и стандартов их отчетности.





РЕЗЕРВАМИ РОССИИ ПОДДЕРЖАТ МВФ

Независимая газета, 6 Апреля 2009

Финансовые власти России рассматривают возможность размещения части международных (золотовалютных) резервов страны (ЗВР) в ценные бумаги МВФ. Об этом, как одном из итогов лондонского саммита G20, Алексей Кудрин сообщил Владимиру Путину.

"Возможно, у нас будут интересные предложения по размещению наших бумаг в ценные бумаги, допустим, МВФ. Но мы по этому вопросу не принимали решения. Будем следить за состоянием рынка", - заявил глава Минфина. По его словам, Россия размещает свои ЗВР в надежные ценные бумаги, а ценные бумаги МВФ являются достаточно надежными. Однако это - дело будущего. "Изучив ситуацию, мы сможем для себя определиться по данному вопросу", - подчеркнул Кудрин.

Независимые эксперты неоднозначно относятся к идее Кудрина начать размещение средств ЗВР в ценные бумаги МВФ. Банковский аналитик УК "Уралсиб" Леонид Слипченко говорит, что облигации МВФ едва ли будут высокодоходными, но в условиях финансового кризиса они превращаются в один из самых надежных инструментов для госинвестиций. Эксперт не исключил, что после лондонского саммита G20 Россия окажется не единственной страной в мире, пожелавшей таким способом диверсифицировать размещение своих ЗВР. Впрочем, в любом случае первые сделки по облигациям МВФ, по мнению Слипченко, могут состояться только к концу 2009 года.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин критически оценивает целесообразность размещения ЗВР в ценные бумаги МВФ. Во-первых, тем самым Россия продолжит линию на поддержку чужих экономик в ущерб собственной. Во-вторых, приобретая облигации МВФ, а речь, по мнению Делягина, может идти о размещении около 5 млрд. долл., мы не получаем в ответ усиления позиций России в этой организации. "Если бы деньги передавались в уставной капитал, то у нас повышались бы возможности влиять на принятие решений МВФ - экономику какой страны поддерживать, - говорит эксперт. - Вместо этого мы собираемся просто отдать деньги на некоммерческих условиях. Конечно, убытки не будут столь значительны, как в случае с американскими ценными бумагами, но и большой выгоды получить не удастся".

В то же время эксперты не исключают, что решение о размещении ЗВР России в ценные бумаги МВФ может быть продиктовано политическими соображениями. В частности, стремлением Москвы стимулировать процессы создания новой мировой валюты. Спецвалюта МВФ - SDR - была введена в конце 60-х годов прошлого века. Сегодня ее курс привязан к курсам доллара, евро, британского фунта и японской иены. Раз в пять лет эта корзина и соотношения внутри нее пересматриваются. И хотя SDR все еще не очень активно используются, Слипченко полагает, что это платежное средство в перспективе сможет стать альтернативой доллару, превратившись в полноценную мировую валюту.





ПУТИН ОТЧИТАЕТСЯ О БУДУЩЕМ

Независимая газета, 6 Апреля 2009

Поправка к Конституции о ежегодном отчете исполнительной власти перед законодательной гласит, что правительство в том числе обязано реагировать и на специально поставленные депутатами вопросы. Правда, нигде не написано, насколько полно. Тем не менее пару недель назад все фракции были буквально поставлены на уши и очень оперативно смогли подготовить свои пожелания Путину. Впрочем, потом оказалось, что дата отчета изменена со 2 апреля на 6-е.

Как уже писала "НГ", перенос случился и из-за того, что 2 апреля ожидалось выступление президента Медведева на лондонском саммите "большой двадцатки", и потому, что Минфину никак не удавалось сверстать новый бюджет, и ради дополнительной проработки антикризисного плана. Ряд источников "НГ" добавил еще одну причину переноса. Вроде бы была дана команда в течение нескольких дней этой отсрочки подобрать для премьера статистические и просто жизненные факты, свидетельствующие, что кризисные явления в России начинают отступать.

Так что, по некоторым сведениям, выступление Путина ожидается окрашенным в преимущественно оптимистические тона. А изложение антикризисных планов, в свою очередь, может сильно сократить время для собственно отчета. Как бы исходя из того тезиса, что нечего долго и впустую говорить о не слишком хорошем прошлом, лучше более конкретно обсудить более или менее светлое будущее. Интересно, что в кулуарных разговорах представители левой оппозиции ворчат: именно прошлые решения власти во многом и привели к печальному настоящему и пока к не слишком ясным среднесрочным перспективам.

Однако заранее можно предположить, что прямого упрека в лицо Путину сегодня бросить никто не решится.





СЕКВЕСТР ЗА СЧЕТ СОЛДАТСКОГО ПАЙКА

Независимая газета, 6 Апреля 2009

Как сообщили в комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству, в 2009 году предусматривается секвестр военных расходов на 139,7 млрд. руб. Таким образом, общие расходы на оборону составят в текущем году 1 трлн. 196,7 млрд. руб., или 2,96% от нового уточненного ВВП страны. Заметим, что на большую сумму урезаются только расходы на общегосударственные вопросы (на 191,1 млрд. руб.), хотя в сравнении с прошлым годом они все равно вырастут на 22%. А статьи расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность вообще планируется снизить незначительно (на 71,4 млрд. руб. - до 1 трлн. 21,8 млрд. руб.) и в сравнении с 2008 годом они подрастут по величине на 22,3%.

Для Минобороны секвестр военных расходов, видимо, будет весьма болезненным. Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по обороне единоросс Михаил Бабич, оборонные расходы по сравнению с ранее утвержденными будут сокращены на 10%. Секвестр произойдет за счет уменьшения объема средств, запланированных на ипотеку для офицеров, закладку на складах неприкосновенного запаса ГСМ, вещевого и продовольственного имущества, а также урезания Федеральной целевой программы (ФЦП) по переходу на контрактный принцип комплектования сержантских должностей и плавсостава ВМФ. По мнению депутата, это отрицательно скажется на состоянии боеготовности армии, а в дальнейшем ситуация может обостриться еще больше.

При этом Бабич отметил, что цифры федерального бюджета 2009 года не учитывают прогноз по росту инфляции: "Действующий бюджет сформирован с расчетом инфляции в 8,5%, а новый формируется уже под 13%. Поэтому, если экстраполировать реальные расходы на выполнение статей бюджета, снижение возможностей оборонного бюджета будет еще больше". Обращает на себя внимание, что, несмотря на критику, думские комитеты по обороне и экономической политике и предпринимательству одобрили изменения бюджета, которые предлагает правительство.

Член комитета по обороне Госдумы (фракция КПРФ), адмирал Владимир Комоедов заявил "НГ" о том, что экспертное сообщество, особенно бывших военачальников, особо беспокоит то обстоятельство, что в 2009 году дальнейшему сокращению подвергнутся статьи расходов на продовольственное и вещевое обеспечение армии и флота. Когда в прошлом году принимался трехлетний, еще не секвестрированный бюджет, комитет по обороне в своем заключении от 8 сентября уже заявлял, что бюджет на продовольственное обеспечение военнослужащих на 2009 год "не превышает 80% потребности на исполнение расходных обязательств". А "объем бюджетных ассигнований, планируемый на вещевое обеспечение ВС на 2009 год, определен в размере 34% от потребности". "Теперь эти цифры корректируются в сторону еще большего уменьшения. Это обернется в реальной жизни тем, что армия не по своей воле будет закупать продукты невысокого качества, то есть экономить на животе солдата. И эти солдаты в большинстве своем будут ходить в старой форме одежды", - считает Комоедов.

Начальник Тыла ВС РФ - замминистра обороны Дмитрий Булгаков, выступая недавно перед подчиненными, уже заявил, что, к сожалению, "случаются закупки продуктов невысокого качества, недовложения их в рацион. Не везде организовано питание военнослужащих с дефицитом массы тела. В некоторых частях ВВС и ПВО на момент проверки оно осуществлялось по давно упраздненной, обедненной норме, то есть без применения дополнительных продуктов".

Вызывает вопросы и запланированное урезание расходов по программе, предусматривающей переход к профессиональному сержантскому корпусу и плавсоставу ВМФ. По новому проекту бюджета-2009 это урезание составит около 15 млрд. руб. из тех 20 млрд., которые были запланированы ранее. То есть ранее обещанное строительство новых общежитий и другой материальной базы для потенциальных профессионалов откладывается до лучших времен. До лучших времен, видимо, в связи с этим отложена и идея дальнейшей профессионализации Российской армии.





ПЕРЕЧЕНЬ МЭР

РБК daily, 6 Апреля 2009

Тотальное снижение нагрузки на малый бизнес, увеличение амортизационной премии, более гибкий подход к предоставлению рассрочек и отсрочек компаниям-должникам - вот неполный перечень мер антикризисного госрегулирования, подготовленных МЭР по поручению премьера Владимира Путина (есть в распоряжении РБК daily). Часть этих инициатив уже согласована с Минфином. Между тем фундаментально менять налоговую систему в кризис чиновники отказались: долгожданных предложений по снижению НДС и реформированию ЕСН документ не содержит.

Минэкономразвития высказалось за сохранение существующей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ). Напомним, что Минздравсоцразвития настаивало на замене ЕСН страховыми взносами. При этом максимальный размер платежа увеличился бы с 26 до 34%. В МЭР подсчитали, что новация увеличит нагрузку на ФОТ в среднем на 36% в 2010 году и на 42% в 2011 году. В кризис правительству нечем было бы компенсировать бизнесу рост платежей во внебюджетные фонды. Кроме того, бизнес бы получил сигнал, что пора возвращаться к выплате зарплат "в конвертах". "В связи с этим решение по изменению налоговой нагрузки на ФОТ целесообразно отложить", - говорит замглавы МЭР Станислав Воскресенский. Консервация проблемы ЕСН устраивает бизнес. Так, глава РСПП Александр Шохин неоднократно настаивал на том, чтобы отложить реформу ЕСН как минимум на послекризисное время.

Предложений по радикальному снижению НДС Минэкономразвития также не представило. Единственное изменение может коснуться уплаты НДС с авансовых платежей: чиновники настаивают на их отмене. Зато масса новаций ожидает малый бизнес, главной задачей которого, как полагают в МЭР, является создание новых рабочих мест в период кризиса. В качестве временной (года на два) антикризисной меры чиновники предлагают позволить регионам снижать размер платежа для "упрощенцев". Для тех, кто платит 6% с оборота, размер налога может варьироваться от 0 до 4%, а для тех, кто отчисляет 15% с прибыли, величина сбора может составить от 0 до 10%. Порог перехода на "упрощенку" предлагается увеличить с 26,8 млн руб. выручки в год до 100 млн руб. Кроме того, может быть понижена величина базовой доходности для плательщиков ЕНВД. Также "малышам" могут дать право выбирать между "упрощенкой" и ЕНВД.

Определение налоговой выгоды, данное Высшим арбитражным судом, будет прописано в Налоговом кодексе (НК). Там же будет закреплен перечень расходов компаний на инфраструктурное строительство. При реализации проектов на инвесторов обычно возлагаются допобязательства по строительству или финансированию объектов транспортной, социальной или коммунальной инфраструктуры. Новация позволит уменьшить платеж по налогу на прибыль. Также необходимо с 2010 года увеличить размер амортизационной премии с 30 до 50% для части основных средств, полагают в МЭР. Предприятия, приобретающие энергосберегающее оборудование, будут уплачивать имущественный налог по нулевой ставке и получат льготы по налогу на прибыль.





ВЕРНУЛИСЬ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

Время новостей, 6 Апреля 2009

Большое антикризисное совещание, посвященное ситуации в электроэнергетике, проведет сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов. Чиновникам предстоит подготовить решение правительства относительно того, как развивать генерацию электроэнергии и выполнять ли план по либерализации рынка в условиях экономического спада. Снижение спроса на электроэнергию со стороны промышленности, которое с большой долей вероятности будет продолжаться, по сути, не оставляет руководству страны выбора. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и инвестиционные обязательства собственников генерирующих компаний должны быть пересмотрены.

И сейчас главный вопрос, что правительство возьмет взамен? Источники "Времени новостей" в отрасли в качестве возможной компенсации за уступки инвесторам называют перенос сроков либерализации оптового рынка электроэнергии. Согласно действующим решениям кабинета министров в 2011 году оптовая торговля электроэнергией должна проводиться по нерегулируемым ценам. И это может стать дополнительной нагрузкой на ослабленную кризисом экономику.

Антикризисная деятельность правительства в осенне-зимний период никак не касалась электроэнергетической отрасли. Даже декабрьский пересмотр тарифной политики естественных монополий, когда были снижены темпы роста цен на газ и железнодорожные перевозки, не затронул расценки на электричество. Первая зима без РАО "ЕЭС России" и с только что созданным Министерством энергетики вызывала очень большие опасения в Кремле и Белом доме. Предметно решать вопрос о развитии рынка мощности и инвестиционных обязательствах собственников генерирующих компаний в такой политической обстановке было невозможно, и совещания последовательно переносились на более поздние сроки. Г-н Шувалов планировал обсудить состояние электроэнергетики еще в минувшую пятницу, но из-за графика визита российской делегации в Лондон на саммит "двадцатки" совещание отложили на понедельник.

Игорь Шувалов возглавляет правительственную комиссию по устойчивому развитию, как назвали созданный в декабре прошлого года антикризисный штаб. Именно этот орган, несмотря на формальную подведомственность электроэнергетики другому вице-премьеру - Игорю Сечину, будет формировать пакет предложений по отрасли для принятия решения Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

Генеральный директор одной из крупных энергетических компаний сказал "Времени новостей", что еще в начале прошлой недели отправил запрошенные госорганами материалы о ситуации с инвестициями и спросом. По его словам, в ином формате обсуждение возможных решений с энергокомпаниями чиновники не проводили.

О возможности пересмотреть генеральную схему размещения объектов электроэнергетики и инвестиционные программы генерирующих компаний первым из высокопоставленных чиновников заговорил куратор отрасли в Минэнерго, замминистра Вячеслав Синюгин. В феврале он заявил, что правительство может радикально пересмотреть планы по вводу новых мощностей в связи с кризисом. С тех пор никаких подвижек не произошло. Г-н Синюгин сегодня должен выступить с основным докладом по ситуации.

В то же время нельзя не отметить кадровый кризис, который, очевидно, мешает Минэнерго занимать более активную и содержательную позицию по многим вопросам. На сайте министерства было опубликовано объявление о конкурсе на замещение вакансий в департаментах ведомства. Оказалось, что департаменту электроэнергетики требуется сразу 13 специалистов (из примерно 35 человек по штату), включая начальников отдела балансов и отдела мониторинга и аналитики. Департамент нефтегазового комплекса рассчитывает найти девять сотрудников, в том числе заместителя директора департамента и начальника отдела реализации нефтяных проектов. Восемь чиновников ищет департамент развития инвестиционной политики в ТЭК. Характерно, что и в нем имеется вакансия заместителя директора департамента, а также начальника отдела развития и инвестиционной политики в электроэнергетике. Всего же Минэнерго не хватает около 60 новых сотрудников (около 15% от штатного расписания министерства). Итоги конкурса должны быть подведены между майскими праздниками.





СТИМУЛЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Газета, 6 Апреля 2009

Депутаты предлагают освободить от подоходного налога сделки физлиц с российскими ценными бумагами. Правительство поддержало инициативы депутатов, которые предусматривают предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг. Поправки в главу 23 "Налог на доходы физических лиц " и главу 25 " Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса (имеются в распоряжении редакции) были внесены в парламент.

Предлагается освободить от подоходного налога сделки физических лиц с российскими ценными бумагами и паями ПИФов. От имущественных вычетов предлагается освободить граждан, которые владеют ценными бумагами менее года, вне зависимости от размера дохода от сделок: " Имущественный налоговый вычет предоставляется по выбору налогоплательщика при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) при предоставлении налогоплательщиками документов, подтверждающих срок владения такими ценными бумагами и заявлениями о применении имущественного налогового вычета, либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган".

Кроме того, изменения в Налоговый кодекс регламентируют учет убытков от операций с ценными бумагами - их можно будет перенести на будущие налоговые периоды. Поправки, касающиеся убытков, будут иметь обратную силу, поскольку их действие предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

В отношении дивидендов, получаемых юридическими лицами, законопроект предусматривает изменение критериев стратегического инвестора. Так, порог владения долей в организации снижается с 50 до 25%, исключается порог в виде величины вклада, которым владеет стратегический инвестор, установленный действующей редакцией в размере 500 млн рублей.





ПЕРВАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОМОЩЬ

Время новостей, 6 Апреля 2009

В конце минувшей недели комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал парламенту принять поправки в закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов", разработанные Министерством здравоохранения и социального развития. Этот документ предусматривает фактически трехкратное увеличение федеральных поступлений в систему ОМС. "Мы с удовлетворением отмечаем, что доля государственной поддержки существенно возрастает: объем поступлений из федерального бюджета увеличивается с 8,6 млрд руб. до 25,5 млрд руб.", - сообщила председатель комитета Ольга Борзова. "Дотацию увеличивают для того, чтобы в случае недобора регионами единого социального налога были выполнены все обязательства перед населением. Таким образом выравнивается уровень оказания медицинской помощи по всей стране", - прокомментировали "Времени новостей" эту инициативу в Минздравсоцразвития.

Но это "трехкратное" увеличение ассигнований на самом деле всего на 15 - 20% сократит дефицит, уже возникший в территориальных фондах ОМС из-за недобора ЕСН. "Не удалось собрать около 120 млрд руб., а дополнительный трансферт из федерального бюджета составляет всего 17,1 млрд руб., - пояснил "Времени новостей" заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. - Недостающие средства еще предстоит где-то изыскивать, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Например, сейчас обсуждается возможность предоставления региональным бюджетам нецелевого трансферта в размере 300 млрд руб., средства которого губернаторы могут направить в том числе и в территориальные фонды ОМС".

Но у губернаторов много разных забот, а медицину в регионах традиционно финансируют по остаточному принципу. Поэтому в условиях экономического кризиса некоторые российские регионы уже сократили размер тарифа ОМС, то есть, по сути, урезали зарплату медиков, затраты на покупку медикаментов для стационаров и мягкого инвентаря. В частности, на заседании комитета Госдумы депутаты обсуждали 25-процентное сокращение зарплаты медиков с начала года в Иркутской области. Усугубляет ситуацию тот факт, что в прошлом году была проведена обширная пропагандистская кампания, обещавшая медикам прибавку к жалованью с нового года до 30% в результате перехода на новую систему оплаты труда. Эта мера должна было сократить разрыв в оплате врачей-специалистов и медиков "первичного звена", возникший после того, как участковым прибавили по 10 тыс. руб. к зарплате.

Бюджетные вливания в ОМС, готовящиеся в Госдуме, скорее всего окажутся только первым траншем. И далеко не последним в этом году. На недавнем расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития министр Татьяна Голикова говорила, что при необходимости средства будут поступать "из дополнительного резерва Федерального фонда обязательного медицинского страхования, объем которого может составлять от 30 до 50 млрд рублей".





ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА СНИЖЕНИЕ ЦЕН

РБК daily, 6 Апреля 2009

Объем денежной массы с 1 октября 2008 года в период кризиса стал резко снижаться, сообщил Сергей Игнатьев на XX съезде Ассоциации российских банков (АРБ). По его словам, "денежные агрегаты М2 снижаются с 14,4 трлн руб. на 1 октября до 13,5 трлн руб. на 1 января 2009 года и до 12 трлн руб. на 1 февраля". С февраля начался небольшой рост, и уже на 1 апреля показатель составил 12,1 трлн руб. За год денежная масса в экономике, по оценке г-на Игнатьева, вырастет на 9 - 11%.

Макроэкономисты не согласны с оценкой ЦБ. По мнению партнера ФБК Игоря Николаева, денежная масса вырастет больше: антикризисная стратегия предполагает "заливание" экономики деньгами, а значит, следует ожидать роста инфляции и второй волны девальвации. По прогнозу Центра развития, в котором также опасаются высокой инфляции, денежная масса в этом году может вырасти на 17,3%. Банковские аналитики прогноз ЦБ считают, напротив, чересчур оптимистичным.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, показатель вырастет не более чем на 5%: девальвационные ожидания еще не исчерпаны, а государственные антикризисные вливания будут использованы участниками рынка на погашение внешнего долга и частично на покупку валютных активов.

"Мы обращаемся к Центральному банку с предложением как можно быстрее начать плавное и последовательное снижение ставки рефинансирования, тем самым дать сигнал рынку на снижение процентов по кредитам для производства", - заявил на съезде глава АРБ Гарегин Тосунян. ЦБ же следует озвученному ранее приоритету правительства - политике по снижению инфляции. "Ставка рефинансирования сейчас высокая - 13%, - ответил банкирам Сергей Игнатьев. - Во многих других странах - 1 - 2% и даже ниже. Но и инфляция у нас пока высокая - 13,9% в годовом выражении. По мере ее снижения мы будем снижать и ставку рефинансирования". Он не исключил, что такое решение может быть принято уже в мае.





РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

ПОКОНЧИЛ С КРИЗИСОМ

Ведомости, 6 Апреля 2009

Второй волны кризиса не будет, рубль устоит, экономика скоро начнет расти, а замедление инфляции позволит снизить ставки, заявил председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Острая фаза кризиса пройдена, "в ближайшие месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики" - условия для этого уже хорошие, заявил Игнатьев на съезде Ассоциации российских банков.

Выступление Игнатьева - "одно из самых уверенных со стороны представителей государства", радуется главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Российские чиновники давно не излучали такой оптимизм, разве что в начале кризиса, когда его масштаб еще не был очевиден. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил в конце марта, что экономика достигла дна, но пробудет на нем год-два; первый вице-премьер Игорь Шувалов ожидал "некий подъем" в отдельных секторах в течение года; помощник президента Аркадий Дворкович советовал говорить о достижении дна не ранее, чем возобновится кредитование (в феврале его объемы упали на 0,6%); министр экономразвития Эльвира Набиуллина обещала восстановление экономики в 2010 г. Ну а министр финансов Алексей Кудрин и вовсе ожидает вторую волну кризиса из-за роста плохих долгов компаний.

Рост просрочки - "серьезная проблема", признал Игнатьев, добавив: "Но я не разделяю мнения о неизбежности второй волны кризиса".

На 1 марта доля просрочки составила 3,1% по корпоративным кредитам (втрое выше, чем в сентябре) и 4,4% по розничным, напомнил глава ЦБ, и все же "причин для суеты нет". Он надеется, что реальному сектору помогут антикризисные меры правительства и девальвационная фора - реальный эффективный курс рубля с ноября по март упал на 13,6%.

С ликвидностью все в порядке, рублевые вклады растут, а валютные - снижаются, ЦБ не продает, а скупает валюту, нефть стабилизировалась выше заложенных в правительственный прогноз $41/барр., перечислил Игнатьев позитивные факты, отток капитала почти прекратился (чистый отток за квартал - $38,8 млрд, из них $30 млрд - в январе), в течение года может возобновиться приток, так что верхняя граница бивалютной корзины в 41 руб., установленная ЦБ в январе на несколько месяцев, может держаться в течение года.

Банкам выгоднее кредитовать реальный сектор, чем проводить операции с валютой, резюмировал глава ЦБ.

Угроза для рубля на какое-то время миновала, согласны опрошенные "Ведомостями" экономисты. Это подтверждает и неожиданно высокое сальдо счета текущих операций в I квартале (см. статью на стр. А3).

Банкиры тем не менее "суетятся": они ожидают резкого роста просрочки и поэтому сомневаются, что стабилизация на валютном рынке вызовет рост кредитования и экономики.

ВТБ второй месяц подряд сокращает кредитный портфель (см. статью на стр. Б5), Сбербанк в феврале увеличил его лишь на 1,8%. Пять госбанков за год могут увеличить корпоративный кредитный портфель примерно на четверть, но у других портфели будут сокращаться и совокупный портфель вырастет на 5-6%, прогнозирует предправления "Уралсиба" Андрей Донских.

Доля плохих кредитов по МСФО (свыше 90 дней) - уже 5-7%, а к середине года может увеличиться до 10-12%, отмечает Донских. 10% к лету ждет и Олег Солнцев из ЦМАКП.

Еще большую долю - 15-20% - прогнозировал президент Альфа-банка Петр Авен. По прогнозу Банка Москвы, к концу года 29% корпоративных облигаций будет в дефолте (см. статью на стр. Б5).

Рост просроченной задолженности повлияет на капитал банков, не все смогут найти средства, чтобы его нарастить, поэтому они выбирают другой путь - сокращение бизнеса под тот капитал, что есть, говорит главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин.

Не ожидают роста и предприятия. "Мы не считаем, что кризис в недвижимости миновал, - говорит гендиректор "ДС-риэлти" Тимур Баткин.

- По нашим оценкам, сложная ситуация, вызванная падением спроса ... продлится примерно до конца года".

"Состояние пациента устойчиво тяжелое", - характеризует экономическое положение своей компании гендиректор "Автотора" Валерий Горбунов. Кризис дал долгосрочный эффект. Спад привел к безработице и снижению потребительского спроса, говорит он. Автопрому могло бы помочь автокредитование, а здесь оживления не заметно. Розничное кредитование "теряет приоритетное значение" и к концу года сократится на 2- 3%, подтверждает Донских.

Залог возможного роста экономики - стабилизация цен на нефть, говорит главный экономист по России и странам СНГ Merrill Lynch Юлия Цепляева, но и тогда говорить об окончании кризиса рано: основная преграда для роста - рост плохих активов у банков. Их реальную долю сложно оценить, банки зачастую пытаются ее скрыть, но очевидно, что она растет: когда предприятия берут кредит под 24-25%, возможность его возврата становится минимальной, говорит она.

Именно "привычкой" банков улучшать отчетность объяснял расхождение статистики ЦБ и реальности Кудрин.

В пятницу он ответил Игнатьеву, что в ближайшее время серьезных оснований для роста спроса нет, а напрасные надежды на лучшее обернутся новой волной кризиса: "Надо прямо говорить о диагнозах".

Есть риск, что осенью может быть вторая негативная волна, связанная с ухудшением финансового состояния предприятий, - из-за недостаточного спроса и отсутствия достаточной кредитной поддержки, согласен с ним замминистра экономического развития Андрей Клепач.

Он рассчитывает избежать нового кризиса, если банки начнут "новый этап кредитования", для этого антикризисной программой предусмотрено 555 млрд руб.

Пока не заметно, что дно пройдено, говорит директор по корпоративным финансам "Камаза" Елена Милинова: признаков восстановления кредитования реального сектора еще не видно, банки по-прежнему если и готовы давать кредиты, то на невыгодных условиях.





ВКЛАДЫ ВЗЯЛИ КУРС НА СНИЖЕНИЕ

Коммерсант, 6 Апреля 2009

Объем вкладов граждан в марте сократился впервые с декабря прошлого года. Более 32% вкладов сделаны в иностранной валюте, и их объем упал вместе с курсом, а роста рублевых вкладов пока не достаточно для того, чтобы компенсировать это снижение.

Объем вкладов населения, выраженный в рублях, за март снизился на 0,1% и составил на 1 апреля 6,245 трлн руб. (6,253 трлн на 1 марта), сообщил в пятницу председатель Банка России Сергей Игнатьев. Сокращение объема депозитов произошло за счет снижения вкладов в иностранной валюте на 3,4%, до 2,007 трлн руб., вклады в рублях выросли на 1,5%, до 4,238 трлн руб.

Это первое снижение объема вкладов после ноября, когда они уменьшились на 0,2% от общего объема. В декабре вклады выросли на 6,9%, в январе - на 3,5%, в феврале - более чем на 2,2%. Однако вклады росли в основном за счет иностранной валюты (см. "Ъ" от 21 января). Это было обусловлено "плавной девальвацией" рубля. Граждане стали активно перекладывать средства в иностранную валюту, в итоге у многих банков доля таких депозитов физлиц превысила 60%. При этом на 1 ноября прошлого года доля вкладов в иностранной валюте не превышала 16,6%. Отдавать предпочтение отечественной валюте граждане стали только в конце февраля, когда курс рубля стабилизировался (см. "Ъ" от 20 февраля). Однако в целом по системе доля вкладов в иностранной валюте по-прежнему составляет 32,1%, и с падением курса доллара объем вкладов стал уменьшаться. За месяц курс доллара, по данным ЦБ, снизился на 4,7%, с 35,72 руб./$ на 1 марта до 34,01 руб./$ на 1 апреля, курс евро упал на 1,3%, с 45,5 руб./ до 44,8 руб./ .

Реального оттока с вкладов в марте не было, граждане продолжали размещать средства в банках, уверен Сергей Игнатьев.

Действительно, если оценить текущий объем вкладов в иностранной валюте (2,007 трлн руб.) по курсу на 1 марта, то есть без учета снижения курса доллара, то рост составит порядка 1,2% (2,107 трлн руб.). Таким образом, без учета переоценки валюты общий объем вкладов увеличился на 1,01%, до 6,3 трлн руб.

Стоит также отметить, что при увеличении объема рублевых срочных вкладов объем средств физлиц на счетах до востребования сократился на 1%, до 800 млрд руб. "Сокращение незначительное, часть средств могла быть переведена во вклады, но, скорее всего, речь идет об их расходовании, - считает старший аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин. - Пока не доступна статистика относительно объема наличных, однозначный вывод сделать невозможно".

Переоценка повлияла и на данные о просроченной задолженности по ипотечным кредитам в иностранной валюте, которая впервые с начала острой фазы кризиса снизилась за февраль на 127 млн руб., до 7,615 млрд руб. (данные ЦБ на 1 марта, данные на 1 апреля пока недоступны), или на 1,2%. За февраль столько же потерял и курс доллара, снизившись с 36,17 руб. на 1 февраля до 35,72 руб. на 1 марта. При этом просрочка по рублевым ипотечным кредитам за февраль выросла на 12,5%, до 7,01 млрд руб.





СТОЛИЦЫ ДРОГНУЛИ

Ведомости, 6 Апреля 2009

Кризис добрался до Москвы и Санкт-Петербурга. Обе столицы вычеркнуты из списка стабильных регионов. Февральский мониторинг Минрегиона ( есть у " Ведомостей " ) демонстрирует ухудшение ситуации в развитых регионах. Если в январе к стабильно развивающимся министерство причисляло 26 субъектов Федерации, то по итогам февраля их оказалось в два раза меньше. Группу стабильных покинули, например, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области.

Наибольшее уменьшение сводного индекса произошло (среди крупных регионов) в Москве - на 0,232 балла (индекс рассчитывался из объемов производства, строительства, розничного товарооборота, задолженности по зарплате, потребления электроэнергии, безработицы и доходов бюджетов). Рейтинг столицы съехал сразу на два пункта - она переместилась в список регионов с неудовлетворительным состоянием и оказалась в компании Башкирии, Липецкой и Омской областей. Упали налоговые поступления (на 43%) и в целом доходы городской казны - столица недополучила 34,3% от запланированного (в среднем по России доходы выросли на 4,2%). В 3,2 раза упали темпы строительства, промышленное производство снизилось на треть.

Состояние экономики в Москве все равно значительно лучше, чем в других регионах, говорит представитель Мин региона. Но кризис затронул и ее - островков стабильности не осталось.

Вице-мэр Москвы Юрий Росляк считает, что Минрегион сгущает краски по поводу налоговых поступлений в столице. А вот в строительстве действительно проблемы - сейчас стройки идут только за счет средств бюджета, а частные инвестпроекты приостановлены.

В Петербурге сильно упали доходы населения - на 24,1%, в Ленинградской области проблемы с розничным товарооборотом (падение на 5,9-15%), в Московской - с долгами (доля государственного и муниципального долга в доходах превышает 45%), констатировал Минрегион. Кроме того, Московская область слишком оптимистично оценивает свои доходы, говорится в мониторинге. По расчетам Минрегиона, бюджет области разбалансирован на 98,9 млрд руб., а региональная администрация надеется остаться в плюсе и планирует профицит в 8 млрд руб.





КАЗНА ГОТОВИТСЯ К НЕДОБОРУ

Независимая газета, 6 Апреля 2009

Устойчивость госбюджета и перспективы наполнения казны вызывают тревогу у чиновников и экономистов. В субботу руководители Минфина впервые признали угрозу неисполнения новой версии бюджета-2009 из-за недобора налогов и невозможности внутренних заимствований. Эксперты считают, что бюджетный кризис разразится в 2010 году, когда правительство вынужденно сократит расходы даже в случае роста цен на нефть.

Новый бюджет-2009, за который Госдума должна проголосовать в ближайшие дни, может оказаться невыполнимым из-за недобора налогов и невозможности внутренних заимствований. "Риски исполнения бюджета в условиях волатильности на мировых и внутренних рынках - очень велики", - заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко на заседании думского комитета по бюджету и налогам в прошлую субботу.

"Мы вчера на коллегии Счетной палаты говорили об этих рисках - рисках более высокой инфляции, рисках недосбора доходов и рисках того, что мы не займем на рынке заложенные в проект более 500 миллиардов рублей", - пояснила замминистра. Поправки в бюджет-2009 предполагают привлечение в этом году на внутреннем рынке заимствований в объеме 529 млрд. руб.

"У нас огромные риски привлечения. Наши попытки выйти на рынок заканчивались не очень удачно. Мы на сегодняшний день очень мало взяли", - сказала замминистра.

Кроме того, сама идея отвлечения денег коммерческих предприятий в интересах государства вызывает сомнение, поскольку лишает средств реальный сектор экономики.

Ситуация в России такова, отметила Нестеренко, что с точки зрения экономики было бы неправильно выходить на рынок внутренних заимствований. "В то время, когда мы должны стимулировать, чтобы шли инвестиции в производство, отсасывать деньги в бюджет на этом фоне - не самое хорошее решение", - признает заместитель Алексея Кудрина.

В реалистичности нового варианта бюджета-2009 усомнилась коллегия Счетной палаты (СП). В заключении на законопроект о бюджете ведомство Сергея Степашина тактично указывает на "отсутствие обоснований изменений поступлений отдельных налоговых и неналоговых доходов" и "недостаточную прозрачность показателей уточненного прогноза доходов федерального бюджета на 2009 год". Коллегия СП рекомендует Госдуме принять бюджет в первом чтении, хотя и указывает, что убедительных аргументов в пользу сбора необходимых доходов в проекте фактически нет.

Признает угрозу для бюджета и сам Минфин. "Риск недопоступления налогов в бюджет исключать нельзя", - заявила в субботу Татьяна Нестеренко. Однако Счетная палата отмечает недобор налогов не как потенциальный риск, а как свершившийся факт. "Текущие налоговые поступления в 2009 году снизились более чем на 100 миллиардов рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - сообщил председатель СП Сергей Степашин на заседании думского комитета в субботу. По его словам, "ситуация со сбором налогов складывается достаточно напряженная", что подтверждается результатами первых двух месяцев и сохранившейся тенденции недобора налогов в марте. "Сокращение собираемости налогов идет по всем позициям", - отмечает Степашин. Он сказал, что тенденция очень сложная, и "главное - не наделать ошибок, чтобы мы окончательно не уничтожили ростки мелкого и среднего бизнеса, да и крупных экономических предприятий".

В то же время для страховки самых неотложных расходов Минфин создает в бюджете-2009 внутренний резерв для оперативного реагирования.

Как пояснила Нестеренко, в пакете антикризисных мероприятий предусматривается резерв в 125 млрд. руб., который позволит правительству реагировать на "макроэкономические изменения, которые могут возникнуть в процессе исполнения бюджета". Этот резерв, полагает Минфин, позволит в случае изменения уровня инфляции быстро индексировать социальные пособия, позволит реагировать на изменение потребностей в обеспечении бесплатными лекарственными средствами. "Мы резервируем часть ресурсов для того, чтобы минимизировать риски неисполнения гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи", - сказала заместитель министра.

Однако независимые экономисты считают, что бюджет-2009 скорее всего будет исполнен благодаря эмиссии и высокой инфляции, которая увеличит номинальные налоговые поступления. Кризис же бюджетной политики разразится в 2010 году. "Использование средств Резервного фонда для финансирования расходов федерального бюджета с марта текущего года неизбежно приведет к разогреву инфляционных процессов и повышению темпов роста цен в 2009 году до 15-17%. Стабилизация темпов инфляции будет достигнута весной 2010 года на уровнях 15-20%", - считает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.

По его словам, бюджет-2009 с большой вероятностью будет перевыполнен благодаря инфляционной премии. При этом суммарные доходы бюджета при среднегодовом уровне нефтяных цен в 40 долл. за баррель окажутся даже выше ожиданий правительства. Это означает, что Минфин не будет иметь проблем с исполнением расходов в 9,7 трлн. руб., в границах утвержденного дефицита в 7,4% ВВП и даже получит небольшой резерв.

"Устойчивость федерального бюджета-2009 при использовании средств Резервного фонда практически не вызывает сомнений, однако в 2010 году федеральный бюджет, который предполагает дефицит в размере 5% ВВП, может потерять свою устойчивость и потребует серьезного изменения в бюджетной политике", - считает Сергей Алексашенко. Чтобы вписаться в ограничения по дефициту, расходы бюджета должны сократиться на 1,7% ВВП, с 24,3 до 22,7% ВВП. На практике это означает, что примерно 60% госрасходов будет невозможно увеличить в 2010 году даже в номинальном выражении. Что при двузначной инфляции означает их реальное сокращение. "В 2010 году оставшегося объема Резервного фонда не хватит для финансирования дефицита бюджета, и правительству придется пойти на привлечение заимствований либо на изменение правил использования Фонда национального благосостояния (ФНБ)", - подчеркивает Сергей Алексашенко. Между тем, по его словам, правительство уже сегодня активно использует неприкосновенный запас ФНБ. "Средства ФНБ размещаются на депозиты в ВЭБ - Банке развития, который за их счет финансирует квазибюджетные расходы. По нашим оценкам, к концу 2010 года примерно четверть ФНБ уже будет израсходована", - отмечает эксперт.


 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.