Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

28.08.2009  КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР?

Интервью с лидером профсоюза железнодорожников в «Правде»

--------------------------------------------------------------------------------
2009-08-27 16:05
«Правда» - Алёна Мачихина

Противостояние администрации ОАО «Российские железные дороги» и Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников заслужено привлекает внимание общественности. «Правда» публикует интервью с лидером «независимых».

«Правда» неоднократно писала о противостоянии администрации ОАО «Российские железные дороги» и Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), в частности, первичной организации этого профсоюза в подмосковном депо «Пушкино». Большая заслуга в том, что здесь «независимые» смело заявляют о своих правах, принадлежит её лидеру Николаю Сергеевичу Павлову. О том, что побудило его с головой окунуться в профсоюзную работу, не сулящую никаких материальных выгод, а зачастую и просто опасную, наш разговор сегодня.

- Профессия железнодорожника, как известно, весьма специфична. Случайных людей здесь, как правило, не бывает. А вот рабочие династии нередки.

- Вот и я - не исключение. Мы жили тогда в г. Коканде Ферганской области Узбекской ССР. На железной дороге трудились мои дед, отец, павший смертью храбрых в Великой Отечественной войне, дядя, брат отца. Дед Михаил из большой крестьянской семьи свою трудовую деятельность начинал в железнодорожных мастерских станции Узловая, задолго до революции. Как семья оказалась в Средней Азии, в Туркестане? История очень интересная и одновременно показательная. Дед работал помощником машиниста паровоза в депо «Узловая» и за поломку машины во время рейса был уволен вместе с машинистом, причём без права работать на Московской железной дороге. А у него уже были семья и дети. Такие существовали порядки в царской России. Чтобы прокормить семью, дед был вынужден в поисках работы перебраться в Туркестан, где работал машинистом паровоза. Дед презрительно называл царя Николашкой, не стесняясь никакого начальства. Отец работал машинистом в депо «Коканд» Ташкентской (Среднеазиатской) железной дороги, прошёл всю войну со своим паровозом. Его награды - ордена, медали, отраслевые знаки отличия «Ударнику Сталинского призыва», «Лучшему паровознику» и другие - с трудом умещаются в моих сложенных ладонях. Отец был и остаётся для меня примером на всю оставшуюся жизнь. О нём, о его друзьях - машинистах, слесарях, помощниках, деповском рабочем люде - я могу рассказывать часами.

Депо «Коканд» было крупным, с большим интернациональным и дружным рабочим коллективом, особенно оно разрослось и окрепло, стало одним из передовых в сети дорог в советское время. Так что я с ранней юности варился в атмосфере своей будущей специальности. Учился в школе с железнодорожным, как сказали бы сейчас, уклоном, потом в железнодорожном техникуме в Ташкенте. С младых ногтей впитывал рассказы бывалых рабочих, в том числе бывших фронтовиков. Участницей войны была и моя мама. Эти люди работали по-настоящему творчески, с огоньком, деньги не являлись главным в их тогдашней жизни. Они были патриотами своей страны - СССР, причём патриотами с большой буквы. В нашей среде царила обстановка дружбы, взаимовыручки, формировавшая характеры молодых людей. Нам, детям, с самого начала было ясно, что такое хорошо, а что такое плохо. Мы гордились своей страной, мы считали её лучшей в мире. Да и в семье ценились такие человеческие качества, как открытость, принципиальность, честность. И своеобразная рабочая гордость, если хотите, готовность отстаивать свои права в любых инстанциях.

Отработав много лет на железной дороге, пройдя путь от слесаря до старшего мастера 2-го класса, побывав даже в должности заместителя начальника депо по ремонту, долгое время поработав машинистом, я неплохо узнал всю нашу профессиональную «кухню». Вокруг всегда были хорошие люди. Плохих не запоминаю, жалко памяти. Сейчас - на пенсии. Но без дела, как видите, не сижу - целиком поглощён профсоюзными заботами.

- Как почувствовали себя лидером?

- Никогда в лидеры не стремился. Как и в руководители. Предпочитал оставаться простым рабочим - такое уж, видно, призвание. Помните у Омара Хайяма: «Если ты никому не слуга, не хозяин, счастлив ты и воистину духом высок!» Я счастлив, потому что свободен, потому что делаю нужное дело, потому что отдаю сейчас то, что мне дали когда-то в жизни многие достойные люди, те, кого уже давно нет на этом свете.... Когда же в 90-е годы времена изменились, началась ломка всего и вся, а рабочие люди из «их величеств», как нас заслуженно именовали в советское время, превратились в париев, изгоев насаждаемого властями капиталистического уклада жизни, волей-неволей пришлось включиться в общественную работу. С 1992 года нашей профсоюзной организацией руководил случайный человек, которому, грубо говоря, было плевать на такие понятия, как рабочая честь, престиж профессии, на всё, что происходило в депо. Потому я довольно долгое время не соглашался вступать в РПЛБЖ. Тогда взаимоотношения между администрацией и профсоюзами строились ещё на советском трудовом законодательстве (КЗОТе), у общественных организаций было гораздо больше гарантий и полномочий, чем сейчас. В частности, ни одного члена профсоюза руководство не могло уволить без согласования с комитетом профсоюза, а профсоюзного активиста привлечь к дисциплинарной ответственности без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом. Были созданы все условия для развития принципов рабочей демократии, участия рабочих в управлении предприятием. Например, комиссия по трудовым спорам, или конфликтная комиссия (КТС), в полном составе избиралась на общем собрании коллектива. Были предусмотрены определённые гарантии от административного давления на её членов. Мне шесть лет довелось руководить работой этой комиссии в депо. Это была хорошая школа. Мы были противовесом между работником и работодателем, не допуская произвола по отношению к рабочим со стороны администрации. Эффективность нашей работы в то время была очень высокой.

В нынешнем же антинародном Трудовом кодексе наши права сокращены до минимума и продолжают сокращаться, как шагреневая кожа. Практически исчезли гарантии членам выборных профсоюзных органов и членам комиссий по трудовым спорам. В то же время в новом законодательстве значительно усилены позиции работодателя, расширены его права. Нам, рабочим, ещё долго предстоит сожалеть о том, чт`о мы потеряли вместе с нашим КЗОТом, законом, лучше которого нет ни в одной стране мира. Так что в новых условиях приходится искать новые способы защиты прав трудящихся.

В 2003 году в депо выбирали нового профсоюзного лидера. Избрали меня. Каждые три года - отчёт о проделанной работе, перевыборы. Чувствую, что люди мне доверяют.

- «Прессовки» со стороны администрации не опасаетесь?

- Поскольку я на пенсии, мне можно не бояться каких-либо административных и дисциплинарных санкций. Я материально независим от начальства, у меня б`ольшая степень свободы, чем у работающих. Поэтому я и действую смело. Но, к слову, никогда не опасался «прессовки» со стороны начальства и ранее, когда работал машинистом. Достаточно высокая техническая и правовая грамотность, законодательные гарантии того времени позволяли мне всегда вести себя независимо. Хочу сказать, что грамотных и смелых людей среди членов нашей организации очень много. Я горжусь ими, говорю это без всякого пафоса. Ни одно решение в организации не принимается без учёта мнения моих товарищей и соратников. Я сожалею о том, что по вполне понятным причинам не могу сейчас назвать их фамилий, но хочу, чтобы читатели знали: это настоящие мужчины, профессионалы своего нелёгкого дела, и в электропоезда под их управлением можно садиться смело, они безопасно и с соблюдением графика доставят вас до места назначения.

- Какие «новые способы» борьбы с административным произволом сегодня эффективны?

- Постоянно участвуем в проведении массовых акций, митингов, пикетов в поддержку незаконно уволенных рабочих, часто совместно с КПРФ. Некоторых, хотя и с большим трудом, удается отстоять. В 2007 году после трагического случая, закончившегося смертью пассажира, зажатого в дверях при посадке, мы приняли решение не отправляться с остановочных пунктов с неработающей сигнализацией контроля закрытого положения автоматических дверей, действовать исключительно по инструкции, в частности, строго соблюдать время стоянок на остановочных пунктах. То есть проводили так называемую итальянскую забастовку. В результате в графике движения начали происходить сбои. Начальство затрепыхалось - повысило премии, ввело систему видеонаблюдения на станции Пушкино (до этого видимость хвостовой части поезда была затруднена). Хотя все наши требования, конечно, выполнены не были. Не произошло и коренного перелома в отношении к членам нашего профсоюза. Да и вряд ли произойдет. Нынешняя власть с её безудержной жаждой наживы не думает о простых людях.

Серьёзная попытка отстоять наши права состоялась в 2008 году, когда на Ярославском и Горьковском направлениях Московской железной дороги бастовали около 80 локомотивных бригад. К сожалению, из 11 пригородных депо Московской железной дороги в забастовке участвовало всего два, хотя проблемы были у всех одинаковые. Если бы объединились все 11, результат был бы наверняка другим. Но многие ещё боятся открыто протестовать. У многих молодых ребят - семьи, которые надо обеспечивать. Руководство этим пользуется, причём нередко применяет запрещенные методы. К примеру, молодой специалист хочет повысить свою квалификацию. Для этого нужно учиться полгода с отрывом от производства. Так вот членам РПЛБЖ путь к этому перекрывают. Нередко под разными надуманными предлогами лишают льгот - субсидий на квартиру, путевок, которые положены всем работникам железной дороги, привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности в виде лишения премий. Большинство участников забастовки по настоящее время ежемесячно лишаются премий. Это 3-5 тысяч рублей ежемесячно! При этом говорят: выйдешь из профсоюза - закроем глаза на все твои нарушения. А молодёжи ведь хочется карьерного роста. Поэтому некоторые сдаются и выходят из профсоюза. Доказать в суде, что дискриминация происходит в связи с членством в РПЛБЖ, практически невозможно. В то же время необходимо сопротивляться и властям, и работодателю, нужно показывать, что рабочие - не какие-то бессловесные существа, с которыми можно не считаться, показывать, что мы - сила.

Необходимо преодолеть и правовую безграмотность: ведь немногие из рабочих знают трудовое законодательство, чем и пользуется начальство, стремящееся сделать из них безропотных рабов. В нашем депо, к примеру, выпускается газета, в которой поднимаются наиболее острые и актуальные проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений работников и работодателя. Очень важны личный контакт, ежедневное разъяснение рабочим их прав, показ механизмов защиты их интересов, необходима уверенность в своей правоте, торжестве принципов справедливости. Но всё это чертовски трудно при существующем административном произволе, отсутствии гражданского общества, о котором много говорит власть, но которого нет и в помине.

- В отличие от некоторых других профсоюзов, вы не скрываете своей близости к КПРФ, что, по-видимому, обостряет неприязнь со стороны руководства депо. В чём эта близость проявляется?

- У нас с партией ряд общих целей и задач: защита прав трудящихся, соблюдение законодательства, установление социальной справедливости. Я не согласен с утверждениями о том, что профсоюзы должны быть вне политики. Это фарисейство. Профсоюзы всегда должны быть в оппозиции, если это настоящие профсоюзы, а не структуры, которые содержат работодатель и правящая партия для манипуляции сознанием рабочих. Такие объединения не имеют права называться профессиональными союзами.

Мы активно сотрудничаем, КПРФ поддерживает наши протестные акции. Например, когда незаконно уволили машиниста, председателя комиссии по трудовым спорам Алексея Мухина, существенную поддержку, в том числе информационную, нам оказали Компартия и партийная пресса, в том числе «Правда». Алексей был восстановлен в должности.

Хорошие контакты у нас и с отделом рабочего и профсоюзного движения Центрального Комитета КПРФ. Регулярно проводятся встречи Геннадия Андреевича Зюганова с рабочими, представителями независимых профсоюзов, на которых работники нашего депо рассказывают о своих проблемах, высказывают пожелания. Кстати, Зюганов - великолепный оратор, весёлый и жизнерадостный человек. Часто по окончании официальной части мы просим рассказать несколько его знаменитых анекдотов. Смеемся вместе от души.

Что же до начальства, то всё это ему, естественно, как кость в горле. Мы не против, пусть подавится.

 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.