Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

27.12.2010  ИЗ "ИСКРЫ" ВОЗРОДИЛОСЬ ПЛАМЯ

Дата в истории. Юбилей газеты «Искра»
2010-12-27 15:25
По страницам газеты «Правда». Виктор Трушков.

110 лет назад, 24 декабря 1900 года, вышел первый номер «Искры». Эпиграфом издания стали слова из ответа декабристов А.С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя». Об этом публикация в газете «Правда».
Борьба В.И. Ленина за революционный характер партии
110 лет назад, 24 декабря 1900 года, вышел первый номер «Искры». Эпиграфом издания стали слова из ответа декабри-стов А.С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя». Это — пламя победной революционной борьбы против эксплуататорского строя. «Искра» стала первой газетой революционного марксизма в России. Но её роль невозможно втиснуть в рамки истории журналистики. «Искра» была кузницей революционной марксистской партии, кузницей большевистского движения, твёрдо опиравшегося на рабочий класс. Пламя «Искры» превратилось в маяк, указавший дорогу к Великому Октябрю. Это пламя освещает путь классовой борьбы и сегодня.
Зарождение большевизма
Историю большевистской, коммунистической партии принято отсчитывать с 1903 года, когда состоялся II съезд РСДРП. Но у всякого серьёзного процесса есть инкубационный период. Для большевизма им был период «Искры». Вся её деятельность была направлена на создание той партии, которая вошла в историю планеты как большевистская, а значит — революционная, действенная, непримиримая к оппортунизму.

Это был всероссийский штаб сопротивления эксплуататорскому режиму. Агенты «Искры» работали во всех промышленных районах и крупных городах. В 1902 году как итог организаторской работы искровцев в Самаре появилось бюро Русской организации «Искры». Именно газета стала штабом, готовившим II съезд РСДРП. «Искра» была центром разработки Программы и Устава российской социал-демократии. Агенты «Искры» после съезда составили ядро большевистской партии.

О признании партией роли «Искры» говорит хотя бы то, что её редколлегия избиралась съездом и наряду с Центральным Комитетом в полном составе входила в Совет партии. В.И. Ленин потом писал: «Никакая другая организация, кроме искровской, не могла бы в наших исторических условиях, в России 1900—1905 годов, создать такой социал-демократической рабочей партии, которая теперь создана».

Увы, через три года после выхода первого номера «Искры», в ноябре 1903 года, газета стала мыслить по-меньшевистски, её влияние среди рабочих сразу же упало, так как она перестала быть боевым органом марксизма. «Между старой и новой «Искрой» лежит пропасть», — радовался Л. Троцкий, который в ту пору был одним из видных сторонников меньшевизма.

Историческое значение «Искры» огромно. Её опыт сегодня исключительно актуален.

Похожее в непохожем

Конечно, было бы примитивом утверждать, что политическая обстановка 2010 года повторяет общественно-политический пейзаж 1900-го. Однако совпадения есть, и они существенны. Всего несколько лет назад иные авторитетные аналитики отрицали, что в нашей стране ускоренно складывается капитализм. Это было… повторением народнической позиции конца XIX века. Но вышедшая 111 лет назад работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России» оказалась настолько убедительной, так точно отражающей реалии, что споры на эту тему притихли. Да и как можно было отрицать капитализм, если погоду в обществе начала делать именно буржуазия? Сегодня картина похожая. Даже тем, кто и хотел бы отрицать капитализм, делать это всё труднее: РФ по числу долларовых миллиардеров уступает только Соединённым Штатам Америки.

Не менее существенно и второе совпадение эпох, разделяемых 110 годами. Хотя каждому человеку в здравом уме нетрудно сообразить, что капиталистов без рабочих быть не может, признавать существование рабочего класса не решаются не только защитники капиталистических устоев, но и многие «друзья народа» — и из начала XX века, и нынешние. Если 110 лет назад аналитики утверждали, что Россия ещё не вступила в пору индустриализации, ссылаясь на то, что на долю рабочих приходится менее 10% самодеятельного населения империи, то теперь говорят о том, что в стране произошла деиндустриализация. И это — правда, но не основание для утверждений об испарении рабочего класса. В современной России индустриальные рабочие составляют около четверти занятого населения. А сколько наёмных работников в других отраслях экономики!

Сегодня иногда можно услышать, будто компьютеризация и информационные технологии меняют классовую структуру общества. Так ли?! Изменения в содержании труда не приводят к ликвидации пролетариата: его существование определяет эксплуатация человека человеком, а не то, обливается ли работник потом у мартеновской печи, или сидит в белой рубашке у компьютера. Они оба — пролетарии, потому что, эксплуатируя их, капиталист получает прибыль. К тому же сегодня в мире около 80% работающих трудятся в добывающих и перерабатывающих производствах, тогда как в сфере услуг, включая информационные,— только пятая часть занятых.

На переломе XIX и XX столетий В.И. Ленин и его единомышленники на основе обстоятельного анализа пришли к твёрдому убеждению, что страна пошла по капиталистическому пути и в ней быстро формируется пролетарский класс. Отсюда однозначный вывод: необходимо помочь этому классу стать материальной силой, способной стряхнуть со своих ног кандалы капиталистической эксплуатации. Значит, надо решить две задачи — организаторскую и идеологическую. Они тесно взаимосвязаны: организовать рабочий класс можно, только обогатив его социалистическим сознанием.

В этом отношении современная обстановка — прямо-таки копия начала ХХ века. Правда, нам в чём-то легче. Наёмных работников физического и умственного труда в несколько раз больше. Несмотря на деиндустриализацию, их концентрация значительно выше. В 1900 году крупным считалось предприятие, в котором работало не менее ста человек. Теперь заводики со 100 работниками нам кажутся обычно несолидными, карликовыми. Крупными в сознании наших современников остаются многотысячные производственные объединения. У сегодняшнего рабочего класса есть ещё один важный плюс: он значительно образованнее своего предшественника 110-летней давности.

Боевое оружие марксизма

Теперь об идеях, способных завоевать массы. Как и в начале ХХ века, это — идеи марксизма. Они актуальны уже потому, что на пути истории по-прежнему разлёгся капитализм, который, как писал поэт, «не объехать, не обойти, единственный способ — взорвать».

Сердцевиной марксизма (сегодня: марксизма-ленинизма, ибо ленинизм — это марксизм революционной эпохи перехода от капитализма к социализму) является последовательный материализм, который безоговорочно включает в себя материалистическое понимание общества. Это — материализм диалектический, утверждающий всеобщность связей и развития как в природе, так и в истории. Поэтому он революционный, так как рассматривает переход от одной формации (экономического и общественно-политического строя общества) к другой в виде скачка. Он революционный не потому, что приверженцам будто бы по душе кровь и беды революционных эпох, а потому, что эволюция не бывает бесконечной, эволюционные изменения неизбежно достигают такого масштаба, что переходят в новое качество. Отрицание этой истины равнозначно близорукости. Марксисты такими недугами не страдают. Поэтому они решительно выступали за организацию масс в революционную партию, которая сориентирована на политическую борьбу людей труда против капитала. Ну а антимарксисты и околомарксисты отстаивали трусливый курс косметического ремонта капиталистического жизнеустройства.

Фокус, однако, в том, что и в отношении к марксизму ситуация во многом повторяется. Она, пожалуй, даже ухудшилась. На рубеже XIX—XX веков марксизм в России был в новинку, щеголять марксистской фразой было модно. Теперь моды на него нет, наоборот: требуется смелость, чтобы заявлять о своей приверженности революционной теории.

Уроки «Искры»

Впрочем, давайте всмотримся пристальнее в 1900 год. К этому времени имелся признанный идеологический центр борьбы — плехановская группа «Освобождение труда». Она вела теоретические дискуссии, издавала марксистскую литературу, но практически не занималась организаторской работой среди пролетарских масс. Для решения этой задачи требовалось создать общероссийскую политическую партию — РСДРП. Её I съезд состоялся в 1898 году, но после съезда почти все его участники были арестованы.

Была предпринята попытка создать заграничный Союз русских социал-демократов. Но он ориентировался только на экономические формы борьбы, и на этом основании родоначальник оппортунизма в европейской социал-демократии Э. Бернштейн даже утверждал, будто российские социал-демократы следуют в его кильватере. В апреле 1900 года, когда проходил II съезд союза, Г.В. Плеханов и его товарищи по «Освобождению труда» вышли из оппортунистической организации.

В этих условиях «Искре» пришлось выполнять обязанности не только популяризатора марксизма, но и последовательного борца за его чистоту. Положение было непростым. В.И. Ленин стремился к единению всех марксистских сил. Он приложил немало усилий, чтобы найти поддержку «Искре» не только у Г.В. Плеханова, но и у легальных марксистов П. Струве и М. Туган-Барановского. Пока реформистские склонности А. Потресова и Ю. Мартова давали о себе знать лишь эпизодически, Ленин активно сотрудничал с ними.

Трудность положения ленинской «Искры» состояла в том, что отступничеством от марксизма грешили верхи создававшей свою партию российской социал-демократии. На глазах росла пропасть между марксистской концепцией и взглядами П. Струве. А ведь именно он был автором «Манифеста РСДРП», опубликованного от имени I съезда партии. Это был вполне достойный, научно выдержанный марксистский документ, от сути которого автор начал отдаляться чуть ли не сразу после его написания.

В.И. Ленина удивляло поведение Плеханова. Георгий Валентинович первым выступил с критикой ревизионизма Э. Бернштейна, но в то же время делал вид, что не замечает, как скатываются в бернштейнианство и П. Струве, и П. Аксельрод, и другие его соратники. Их идеологическое сползание вправо начало давать знать о себе ещё до раскола в «Искре» (он произошёл вскоре после II съезда РСДРП). Эволюция в направлении оппортунизма, в конце концов, привела Аксельрода к тому, что он, по его собственному признанию, поставил цель «коренным образом изменить характер русской социал-демократии,.. организовать её на тех же началах, на каких зиждется партийный строй европейской социал-демократии», то есть на началах ревизионизма и встраивания в капиталистическую систему.

«Искра» в борьбе за зарождение массового революционного рабочего движения сумела совершить политический подвиг. Она заложила прочные основы большевизма. Это ярко проявилось в создании партии нового, ленинского типа, выкристаллизовалось в революционной идеологии марксизма-ленинизма, вылилось в решительную готовность пролетарского протестного движения повести за собой все трудящиеся массы на борьбу России с капиталистическим жизнеустройством. «Искра» создала предпосылки того революционного подъёма, который обеспечил победу Великого Октября 1917 года. Он временно сдал позиции и отступил в 1991—1993 годах. Он наверняка взметнётся вновь и вернёт Россию на магистральную дорогу истории, то есть к социализму. Пламя «Искры» не погасло. 

photo

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.