Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

|
Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

24.03.2011  А.Е. КЛЫЧКОВ: КОРРУПЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ВЫБОРОВ

      Выступление депутата Мосгордумы, заместителя руководителя юридической службы А.Е. Клычкова 21 марта в Государственной Думе на «круглом столе» по теме: «Эффективность федерального законодательства по борьбе с коррупцией и меры его совершенствования».
      
      
      Электоральная коррупция и законодательные пути её ограничения
      
      Особенности коррупции в политической сфере
      
      За последние годы коррумпированность российского общества и государственного аппарата достигла беспрецедентного уровня. Коррупция поразила все ветви власти, связав их в единый государственный аппарат, заинтересованный лишь в воспроизводстве собственного благополучия.
      
      Одна из наиболее опасных - коррупция в избирательном процессе, поскольку она и порождает последующее многообразие коррупционных проявлений во всех органах власти, предоставляет возможность политической элите распоряжаться значительными материальными ресурсами и определять финансово-экономическую политику страны.
      
      Результатом такого незаконного влияния на волеизъявление граждан является искаженное политическое представительство различных социальных слоев, что ведет к недоверию населения к власти и процедуре ее формирования, а также влечет за собой девальвацию значения закона и права как инструментов регулирования жизни страны.
      
      Избирательная коррупция представляет собой использование заинтересованными лицами, а фактически действующей политической бюрократией, своего должностного положения с целью незаконного воспроизводства собственных властных полномочий. Кандидаты на государственные выборные должности стремятся получить эти полномочия официально, используя помощь финансовой элиты в обмен на возможность влияния в дальнейшем на принятие выгодных для них решений. И если ещё 5 - 10 лет назад финансовые лоббисты в большинстве своем оставались в тени, то в последние годы они, не скрывая своих намерений, сами стремятся на выборные должности органов власти, напрямую используя свои финансовые возможности и находясь под покровительством высших должностных лиц государства.
      
      
      Коррупция в ходе подготовки и проведения избирательной кампании
      
      Методы, которые использует власть в ходе выборов, широко известны, применяются регулярно и повсеместно, с поправкой на территориальные и социально-экономические особенности субъектов РФ.
      
      Эти методы характеризуются возможностью административно и финансово влиять на результаты избирательной кампании, в частности использовать так называемый административный ресурс, обеспечивающий покрывательство со стороны правоохранительных органов и системы избирательных комиссий.
      
      К основным способам незаконного влияния на итоги голосования можно отнести:
      
       Использование массива государственных или зависимых средств массовой информации – телевидения, радио, печатных изданий, интернет-ресурсов.
      
      Это, прежде всего, предоставление приоритетного права на печатные площади и эфирное время нужным кандидатам и ограничение этого права (либо отказ в нем) для кандидатов от политических оппонентов. Систематическая реклама и самореклама кандидатов, поддерживаемых властью, и активно насаждаемый негативный образ оппозиционных партий. Повсеместное использование своего служебного положения и проводимых якобы в связи с этим встреч, интервью, массовых мероприятий для создания информационных поводов и широкого освещения своей деятельности в СМИ.
      
       Влияние через зависимые избирательные комиссии на весь избирательный процесс, начиная с регистрации кандидатов и заканчивая подведением итогов голосования.
      
       Активное вовлечение в избирательный процесс контролирующих, правоохранительных и судебных органов для блокирования различными способами предвыборной кампании политических конкурентов, от изъятия агитационных материалов до выдвижения уголовных обвинений кандидатам от оппозиции и покрывательства нарушений отдельных кандидатов и отдельных партий.
      
       Использование материального и организационного ресурса - служебных помещений, средств связи, транспорта, оргтехники, кадров; распространение агитационных материалов через школы, поликлиники, детские сады, органы ЖКХ и т.д.
      
       Скрытый подкуп избирателей путем повышения пенсий, государственных пособий и других выплат, которые могут устанавливаться действующей властью.
      
       Широкое использование финансовых средств, помимо средств избирательного фонда. В случае выдвижения кандидатов, уже имеющих властные полномочия, прямое использование бюджетных средств.
      
      
      Законодательные возможности ограничения электоральной коррупции
      
      Очевидно, что для исключения возможности коррупционного воздействия в ходе выборов, необходимо, чтобы все субъекты избирательного процесса были независимы от действующей власти, и как результат, были созданы равные условия для всех кандидатов и политических партий.
      
      Но как этого добиться, если законодательно независимость и так провозглашена в отношении избирательных комиссий, судов и СМИ?
      
       Независимость СМИ.
      
      Это, пожалуй, одна из основных проблем, так как фактически задолго до начала избирательной кампании создается необходимый медийный фон для кандидатов партии власти. Другие партии могут это реализовать только с помощью серьезных финансовых затрат, коими они не обладают.
      
      В последнем послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию была озвучена рекомендация для органов власти субъектов РФ освободиться от всех непрофильных активов: «органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов». Мысль здравая, но как она может быть реализована на практике? Скорее всего, через подставные коммерческие структуры и лояльных бизнесменов, которые точно так же за деньги налогоплательщиков по фиктивным договорам продолжат рекламу партии власти в обмен на лояльность после выборов. Таким образом, бюджетные деньги просто будут перекладываться из одного кармана в другой.
      
      Поэтому представляется, что более результативным было бы введение нормы о предоставлении всем зарегистрированным политическим партиям обязательного и равного количества времени или печатной площади в государственных СМИ для информирования граждан о своей программе и взглядах на социально-экономическое развитие страны. Такая законодательная инициатива была, и она даже действует. Но как именно она действует и принята ли она для реального обеспечения равенства партий?
      
      Отсутствие в данном законе норм о количественных и качественных показателях представляемого эфирного времени, понятия прайм-тайм (самого популярного времени) превращает закон в фикцию. При этом поправки, предлагаемые фракцией КПРФ в ходе принятия ФЗ «О гарантиях равного доступа политических партий при освещении их деятельности СМИ…», о которых я сказал выше, были категорически отвергнуты большинством голосов «Единой России».
      
      И что мы имеем? Равенство соблюдается, всем дается одинаковое количество времени, но одних показывают в самое «смотрибельное» время сто раз, а других в 4 утра один раз, зато долго. Или другое ноу-хау этого закона: ноль – это тоже равенство, но для одних ноль равен нулю, а для других, оказывается, не обязательно.
      
      Что касается негосударственных СМИ, представляется логичным ввести норму, обязывающую СМИ в процессе освещения деятельности законодательного органа и принятых им решений, в одном информационном блоке в обязательном порядке обнародовать, каким образом каждая из фракций голосовала и мотивы такого голосования.
      
       Использование должностного положения кандидатов от партии власти.
      
      Изменения, которые вносились в избирательное законодательство, начиная с 2003 года, не способствовали равному положению кандидатов и их доступу к агитационным возможностям.
      
      Необходимо восстановить положения закона, обязывающие уведомлять зарегистрированных кандидатов о встречах и мероприятиях, которые организованы органами власти и на которых будет присутствовать один из кандидатов. То же самое касается и обязательности проведения дебатов между кандидатами. Граждане должны знать о позиции и программных положениях всех без исключения представителей политических партий, а не только рекламных слоганах действующей власти.
      
       Финансирование избирательных кампаний и использование избирательных фондов.
      
      Очевидно, что размеры расходов на избирательную кампанию кандидатов от партии власти и кандидатов от всех других политических партий просто несопоставимы, и все это идет в обход установленных избирательных фондов. Необходимо пересматривать их размеры и способы формирования.
      
      Если избирательный фонд уменьшить в несколько раз и финансировать его из бюджета с возможностью постоянного общественного контроля, все кандидаты будут в равных условиях.
      
      
       Формирование и деятельность избирательных комиссий.
      
      Финансирование и тесная организационная связь с исполнительной властью не дает оснований рассчитывать на беспристрастность избиркомов, поэтому в этой сфере законодательство также необходимо пересматривать.
      
      Возможно, необходимо равное представительство от всех политических партий, участвующих в выборах. Либо, к примеру, как предложил уполномоченный по правам человека В. Лукин, по принципу случайной выборки, как в случае с присяжными заседателями. В этом же ключе необходимо рассматривать вопрос о равном представительстве партий в руководящих органах комиссий. В любом случае, основным итогом должна стать реальная независимость членов избирательных комиссий от государственной власти.
      
       Использование открепительных удостоверений.
      
      Нарушения, связанные с незаконным использование открепительных, чрезвычайно сложно выявить и доказать, однако то, что они имеют место, не вызывает никаких сомнений. С каждой избирательной кампанией количество открепительных удостоверений, которые определяет организующая выборы избирательная комиссия, увеличивается. Нетрудно догадаться, кто за этим стоит, и как массовое голосование по открепительным использует в своих интересах партия власти.
      
      Представляется, что было бы более эффективно не отдавать это право на усмотрение избирательной комиссии, а законодательно ограничить возможное количество открепительных удостоверений пропорционально количеству избирателей на конкретной территории.
      
       Голосование и подсчет голосов.
      
      Необходимо расширить права наблюдателей от кандидатов и международных наблюдателей. Всем понятно, что наблюдатель от оппозиционной партии, зачастую находясь на избирательном участке в одиночку, испытывает давление со стороны лояльных власти членов избирательной комиссии, а также правоохранительных органов, присутствующих для обеспечения общественного порядка. В результате для удаления с участка достаточно одного желания со стороны избирательной комиссии, все остальные представители власти согласятся с любыми основаниями для удаления. В связи с этим, на мой взгляд, было бы результативным законодательное обеспечение возможности видеосъемки процесса голосования и действий комиссии не только для представителей СМИ, но и для всех иных участников избирательного процесса.
      
       Противодействие административным технологиям и электоральной коррупции.
      
      Эффективно противостоять административному ресурсу может широкое освещение деятельности всех политических партий и общественных движений и, как следствие, повышение политической информированности и социальной активности и ответственности граждан. Безусловно, реализация конституционного принципа на свободу собраний и митингов в этом направлении играет основополагающую роль. Необходимо отстаивать равные возможности всех политических партий на организацию публичных мероприятий.
      
      Однако принятые в 2010 году единороссовским большинством Госдумы поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», безусловно, установили дополнительные ограничения для организации и проведения публичных мероприятий. Вслед за федерацией, в настоящее время вносить поправки в региональные законы начали и отдельные субъекты федерации. Поэтому, безусловно, фракциям КПРФ в региональных парламентах необходимо отстаивать наши позиции и добиваться исключения административных барьеров из проектов законов, предлагаемых исполнительной властью.
      
       Дополнительные законодательные возможности борьбы с электоральной коррупцией.
      
      Безусловно, говоря об электоральной коррупции, нельзя не отметить необходимость возвращения к прямым выборам глав регионов и глав муниципальных собраний, возврата в избирательные бюллетени графы «против всех», порога явки. Именно неверие граждан в институт выборов и составляет фундамент электоральной коррупции.
      
      
      В заключение вынужден констатировать факт невозможности реализации всех указанных выше предложений по изменению законодательства без политической воли первых лиц государства. В настоящее время, судя по вносимым властью инициативам, рассчитывать на это не приходится. Пока все, чем может противодействовать общество и оппозиционные политические партии электоральной коррупции, это придание широкой общественной огласке административных способов воздействия на итоги выборов и конкретных нарушений законодательства, с целью повышения социальной активности и ответственности граждан и, как результат, повышения явки на выборах.
      
      А.Е. Клычков  

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.